Единый день информирования - СШ №8 г.Кобрина

Единый день информирования

ОКТЯБРЬ, 2016: РЫНОК ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

МАТЕРИАЛЫ для информационно-пропагандистских групп
(октябрь 2016 г.)

РЫНОК ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 

Материалы подготовлены Информационно-аналитическим центром
при Администрации Президента Республики Беларусь
на основе информации
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь

Результаты изучения общественного мнения, осуществляемого Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь, свидетельствуют об актуальности вопросов занятости для населения. Так, по данным республиканского опроса, проведенного ИАЦ в III квартале 2016 г., проблема безработицы занимала третью позицию после роста цен и снижения реальных доходов среди проблем, волнующих граждан.

Вопрос занятости населения находится на постоянном контроле Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.

В своем докладе на пятом Всебелорусском народном собрании Глава государства, определяя стратегию дальнейшего развития нашей страны, назвал занятость одним из ключевых приоритетных ресурсов экономического роста. Белорусский лидер отметил: «Совершенствование структуры экономики неизбежно ведет к высвобождению избыточной численности работников. Чтобы не допустить резкого скачка безработицы, надо принять упреждающие меры». «Улучшить работу служб занятости, наладить переподготовку специалистов, упростить условия перетока рабочей силы между регионами и отраслями. И главное – новые рабочие места, высокопроизводительные. Их за пятилетие предстоит создать более 250 тысяч», – подчеркнул Глава государства.

 

Состояние и динамика спроса и предложения рабочей силы

В январе–августе 2016 г. ситуация в сфере занятости и безработицы в Республике Беларусь характеризуется:

– увеличением спроса на рабочую силу;

– снижением по сравнению с аналогичным периодом 2015 года обращений в службу занятости за содействием в трудоустройстве, регистрации безработных; численности состоящих на учете безработных.

В органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве в январе–августе 2016 г. обратилось 166,2 тыс. человек, поставлено на учет в качестве безработных 113,6 тыс. человек (94% и 90%  соответственно к январю–августу 2015 г.).

На 1 сентября 2016 г. состояло на учете 42,6 тыс. безработных, что на 7,1% меньше, чем на 1 сентября 2015 г.(45,9 тыс. человек). 
При этом следует отметить, что в текущем году уже четвертый месяц наблюдается снижение показателя с 53,8 тыс. на 1 мая 2016 г. 
до 42,6 тыс. на 1 сентября 2016 г.

Справочно.
В региональном разрезе
 обеспечено снижение  численности состоящих на учете безработных:
в Брестской области  – с 7,6 до 6,8 тыс. человек (на 9,7%);
в Витебской области – с 7 до 5,8 тыс. человек (на 16,6%);
в Гомельской – с 7,5 до 6,2 тыс. человек  (на 16,8%);
в Гродненской – с 5,8 до 5,4 тыс. человек  (на 6,8%);
в Могилевской области – с 5,3 до 4,8 тыс. человек (на 9,7%).

Рост численности состоящих на учете безработных наблюдается:
в  г.Минске – с 6,6 до 6,9 тыс. человек (на 4,7%);
в Минской области  – с 6,1 до 6,6 тыс. человек (на 7,5%).

Вниманию выступающих: здесь и далее целесообразно приводить соответствующие данные по своему региону (организации).

Нанимателями заявлены сведения о наличии на 1 сентября 2016 г. 37,4 тыс. свободных рабочих мест, что составило 135,6% от числа вакансий на 1 сентября 2015 г.

Справочно.
Спрос на работников по регионам увеличился:
в Брестской области  – с 2,7 до 3,4 тыс. вакансий (на 26,6%);
в Гомельской – с 3,8 до 7,3 тыс. вакансий  (на 92,9%);
в Гродненской – с 4,5 до 5,5 тыс. вакансий  (на 22,1%);
в Минской – с 3,1 до 5,1 тыс. вакансий (на 63%);
в Могилевской области – с 3,5 до 4,8 тыс. вакансий (на 37,8%);
в г.Минске – с 7,4 до 8,7 тыс. вакансий (на 17,1%).
В Витебской области  количество вакансий практически не изменилось (2,5 тыс. вакансий).

В настоящее время спрос на работников в основном формируется такими видами экономической деятельности, как: здравоохранение и социальные услуги (заявлено 6,2 тыс. вакансий, или 16,5% от общего их числа), сельское, лесное и рыбное хозяйство (5,8 тыс. вакансий, или 15,5%), обрабатывающая промышленность (заявлено 5,6 тыс. вакансий, или 14,9%), строительство (5 тыс. вакансий, или 13,1%), оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов (2,9 тыс. вакансий, или 7,8%),  образование (2,9 тыс. вакансий, или 7,6%).

Справочно.

В городской местности наиболее востребованы: врач, ветеринарный врач, акушерка, медицинская сестра, рентгенолаборант, фармацевт и фармацевт-рецептар, провизор, фельдшер и фельдшер-лаборант,  руководитель физического воспитания, тренер-преподаватель по спорту, учитель-дефектолог; арматурщик, контролер-кассир, парикмахер, повар.

Наиболее востребованы в сельской местности: агроном, врач, медицинская сестра, ветеринарный врач,  бригадир производственной бригады: в растениеводстве; в животноводстве; зоотехник, главный инженер, главный энергетик, оператор машинного доения, тракторист и  тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.

В то же время по наиболее востребованным в предыдущие годы специальностям строительной отрасли, а также профессиям водителей, станочников, слесарей различных профилей число заявленных нанимателями вакансий значительно ниже численности состоящих на учете безработных, имеющих данные профессии.

Ситуация в сфере занятости

Данные республиканского мониторинга, проводимого органами по труду, занятости и социальной защите, местными исполнительными и распорядительными органами, указывают на некоторое снижение остроты проблемы безработицы в нашей стране.

Уровень зарегистрированной безработицы на 1 сентября 2016 г. составил 1% к численности экономически активного населения, не изменившись по сравнению с 1 сентября 2015 г. и 1 августа 2016 г.  Данный показатель не выходит за пределы прогнозного значения: на конец 2016 г. – 2,0%.

Справочно.

На 1 августа 2016 г. уровень зарегистрированной безработицы в Российской Федерации составил 1,2%.

На 1 августа 2016 г. из 128 регионов республики уровень безработицы составил:

1% и ниже – в 66 регионах (на 1 августа 2015 г. – в 67 регионах);

1,1–1,5% – в 57 регионах (на 1 августа 2015 г. – в 51 регионе);

свыше 1,5% – в 5 регионах (на 1 августа 2015 г. – в 10 регионах).

Справочно.
Уровень безработицы по областям снизился:
в Брестской области – с 1,2 до 1,1%;
в Витебской –  с 1,3 до 1,1%;
в Гомельской – с 1,2 до 1,0%;
в Гродненской –  с 1,2 до 1,1%;
в Могилевской –  с 1,1 до 1,0%.
В Минской области уровень безработицы не изменился по сравнению с 1 сентября 2015 г. и составил 0,9%,  в г.Минске – увеличился с 0,6 до 0,7%.

Коэффициент напряженности на рынке труда республики снизился с 1,7 на 1 сентября 2015 г. до 1,1 безработных на одну вакансию на 1 сентября 2016 г.

Справочно.

Коэффициент напряженности на рынке труда показывает, какое число безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости, приходится на одну заявленную предприятиями вакансию.

В региональном разрезе наблюдается снижение  коэффициента напряженности:
в Брестской области  – с 2,8 до 2,0 безработных на вакансию;
в Витебской – с 2,8 до 2,3 безработных на вакансию;
в Гомельской – с 2,0 до 0,8 безработных на вакансию;
в Гродненской – с 1,3 до 1,0 безработных на вакансию;
в Минской – с 1,9 до 1,3 безработных на вакансию;
в Могилевской области – с 1,5 до 1,0 безработных на вакансию;
в г.Минске – с 0,9 до 0,8 безработных на вакансию.

Основные направления государственной политики в сфере содействия занятости

В 2016 году реализация политики занятости обеспечивается путем выполнения мероприятий подпрограммы «Содействие занятости населения» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 73.

На выполнение в 2016 году названной подпрограммы направлено 320,8 млрд. руб. (в том числе 300,4 млрд. руб. из средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь).

Активные меры по обеспечению занятости населения предусматривают:

  • содействие безработным в трудоустройстве на постоянное место работы;
  • организацию обучения безработных по востребованным на рынке труда профессиям, в том числе по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства;
  • содействие в организации предпринимательской деятельности безработных;
  • содействие переселению граждан из числа безработных и членов их семей на новое место жительства и работы с предоставлением нанимателями жилых помещений;
  • организацию оплачиваемых общественных работ;
  • интеграцию в трудовую сферу целевых групп населения.

В целях оказания информационного содействия гражданам, нуждающимся в трудоустройстве, создан Общереспубликанский банк вакансий, в котором аккумулируются сведения о наличии вакансий на предприятиях республики, в том числе с возможностью предоставления жилого помещения.

Банк вакансий размещен на веб-портале государственной службы занятости населения (http://gsz.gov.by/ru), что позволяет нанимателям самостоятельно в онлайн-режиме размещать сведения о наличии у них свободных рабочих мест (вакансий).

Посещаемость банка вакансий постоянно растет.

Справочно.

В январе–июне 2016 г. отмечено около 1,2 млн. посещений банка вакансий  (в первом полугодии 2015 г. – 1 млн. посещений).

Достигнутые в 2016 году результаты

В рамках реализации подпрограммы «Содействие занятости населения» в январе–августе 2016 г.:

  • при содействии службы занятости трудоустроено на постоянную работу 112,4 тыс. человек (из них 71,7 тыс. безработных) на созданные рабочие места и имевшиеся вакансии;
  • оказано содействие в трудоустройстве 11,7 тыс. безработных, имеющих дополнительные гарантии занятости;
  • направлено на обучение 7,2  тыс. граждан;
  • в оплачиваемых общественных работах приняли участие 38,3  тыс. человек;
  • на новое место жительства и работы переселено 109 семей  безработных;
  • оказано содействие в организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности в сфере агроэкотуризма с финансовой поддержкой путем предоставления субсидий 1,1 тыс. безработных;
  • оказано содействие в трудоустройстве на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики» 451 безработному из числа выпускников учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, а также из числа прошедших обучение по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;
  • организована адаптация к трудовой деятельности 373 инвалидов.

Особая значимость придается работе с нанимателями. Стимулируются наниматели, создающие новые рабочие места для трудоустройства на них граждан, которым предоставляются дополнительные гарантии в области содействия занятости населения. Осуществляется поддержка обществ инвалидов, в том числе через финансирование и компенсацию затрат по созданию рабочих мест для инвалидов.

В целях предупреждения роста социальной напряженности в организациях с неустойчивым финансовым положением, имеющих задолженность по заработной плате, вынужденную неполную занятость и простои, содействия максимальной занятости высвобождаемых работников органами государственной службы занятости активизировалась деятельность по консультированию нанимателей и работников по вопросам трудового законодательства, законодательства о занятости населения, социальной защите, разъяснению ситуации на рынке труда регионов, организованы «горячие линии».

Обеспечивается взаимодействие органов по труду, занятости и социальной защите с нанимателями, осуществляющими оптимизацию численности работников.

СЕНТЯБРЬ, 2016: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА – ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

МАТЕРИАЛЫ
для информационно-пропагандистских групп
(сентябрь 2016 г.) 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА – ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

Материалы представлены Информационно-аналитическим центром
при Администрации Президента Республики Беларусь
с использованием информации Генеральной прокуратуры Республики Беларусь
и Министерства внутренних дел Республики Беларусь
 

Сегодня Беларусь является островком мира и стабильности, донором безопасности в регионе. Это стало возможным во многом благодаря социально-экономической политике, курсу на обеспечение законности и правопорядка, непреклонной позиции по искоренению коррупции и эффективной борьбе с преступностью.

На фоне охвативших многие благополучные страны мира социально-экономических потрясений, политических кризисов, активизации террористической угрозы подходы белорусского руководства к обеспечению законности и правопорядка находят активную поддержку в нашем обществе.

Справочно.
Законность
 – точное и неукоснительное осуществление правовых предписаний всеми субъектами права в стране. Это подразумевает, что в Республике Беларусь все государственные органы, должностные лица, учреждения, организации, общественные образования, каждый гражданин в отдельности должны выполнять требования положений Конституции, законов, декретов и указов, подзаконных нормативных правовых актов.

Правопорядок –состояние общественных отношений, при котором они соответствуют правовым предписаниям вследствие строгого и неукоснительного их исполнения. Другими словами, правопорядок в стране обеспечивается в результате соблюдения законов и иных нормативных правовых актов.

Созданная в Республике Беларусь система обеспечения законности и правопорядка строится на принципах:

  • верховенства закона;
  • равенства всех граждан перед законом;
  • неотвратимости наказания.

Надежной основой законности и правопорядка выступают политическая стабильность, нацеленность всей системы государственного управления на обеспечение порядка, защиту прав граждан.

В нашей стране эффективно действуют институты власти, обеспечиваются конституционные механизмы функционирования всех ее ветвей. Малейшие попытки подорвать государственные устои неукоснительно получают отпор. Любые проявления экстремизма пресекаются еще в зачатке.

Справочно.
Итоги работы силового блока страны за I полугодие 2016 г. были обсуждены 7 июля 2016 г. в ходе встречи Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко с Государственным секретарем Совета Безопасности Республики Беларусь Засем С.В. Главе государства были доложены основные результаты деятельности силовых ведомств. А.Г.Лукашенко в целом положительно оценил итоги работы силовых структур, которые обеспечили необходимые условия для устойчивого функционирования государственных, общественных институтов, а также обеспечили правопорядок, защиту интересов и прав граждан страны.

Функционирование системы экономических отношений, социальная защищенность, высокие социальные стандарты, достойный заработок позволяют гражданам удовлетворить свои повседневные потребности, реализовать законные интересы в различных сферах, совершенствоваться.

Отражением социальной справедливости в Республике Беларусь является незначительный разрыв между богатыми и бедными частями населения. Это достигается за счет развитой системы социального партнерства, прозрачности управленческой и экономической деятельности, ограничения дифференциации доходов работников госпредприятий.

Справочно.
Несмотря на негативное воздействие мирового финансового кризиса на глобальную экономику, согласно данным проведенного в III квартале 2016 г. Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь республиканского опроса, большинство белорусов (72% граждан) относят себя к людям со средним достатком.

Функционирование режима законности выдвигает особые требования к системе законодательства.

Действующие в Беларуси нормативно-правовые акты по своему содержанию должны соответствовать уровню развития нашего общества, быть непротиворечивы, образовывать единую систему, комплексно регламентировать поведение граждан во всех сферах общественных отношений.

За годы независимости в Беларуси проведена масштабная работа по совершенствованию системы законодательства. Осуществлена комплексная систематизация законодательства, принято 26 кодексов. Общее количество нормативных правовых актов составляет более 132 тыс.

Так, на сегодняшний день в Республике Беларусь приняты и действуют Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь.

Система законодательства поддерживается в актуальном состоянии в соответствии с вызовами времени и с учетом практики их применения.

Справочно.
В частности, в начале мая 2016 г. вступили в силу поправки в Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, а также в законы о борьбе с терроризмом и противодействии экстремизму, что позволяет адекватно реагировать на возникающие вызовы и угрозы в этой сфере. В проработке находится законопроект о запрете распространения нацистской идеологии.

24 января 2016 г. вступил в силу новый Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон).Положения Закона направлены на последовательное совершенствование антикоррупционного законодательства Беларуси, в частности, принятие дополнительных мер по снижению мотивации должностных лиц к коррупционному поведению, повышению осознания неотвратимости наказания за коррупционные преступления, а также на максимальное усиление роли общественности в выявлении фактов коррупции и информировании об этом правоохранительных органов. Закон является целостным документом, определяющим в том числе ограничения, устанавливаемые для должностных и приравненных к ним лиц, регулирует порядок декларирования доходов и имущества таких лиц.

Справочно.
Законом вводится институт общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией, закрепляются формы участия граждан в такой деятельности (в том числе участие в разработке проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией и в работе комиссий по противодействию коррупции).

К настоящему времени разработаны подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие отдельные вопросы применения антикоррупционного законодательства (выплаты вознаграждений за содействие в выявлении коррупции, обмена информацией между государственными органами).

В стране функционирует система правоохранительных органов и судов, стоящая на страже законности и обеспечивающая правопорядок.

В нее входят система судов Республики Беларусь (во главе с Верховным Судом Республики Беларусь), органы прокуратуры (Генеральная прокуратура Республики Беларусь), органы внутренних дел (Министерство внутренних дел Республики Беларусь), органы государственной безопасности (Комитет государственной безопасности Республики Беларусь), Следственный комитет Республики Беларусь и его территориальные органы, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь.

Отдельные функции в рассматриваемой сфере осуществляются также Государственным комитетом судебных экспертиз Республики Беларусь, Министерством по чрезвычайным ситуациям и его подразделениями, Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь и Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.

Обеспечивается доступность механизмов правовой защиты граждан, возможность каждому в судебном, административном порядке или путем обращения в правоохранительные органы отстоять свои права.

Справочно.
К примеру, за период с 2015 года по I полугодие 2016 г. органами прокуратуры разрешено 7 315 жалоб по вопросам надзора за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам, из них 6 918 (95%) – по обращениям физических лиц.

В указанный период прокурорами в кассационные сроки проверена законность около 80 тыс. решений судов. Принесено более 4 тыс. кассационных протестов, из которых рассмотрено свыше 3,5 тыс. и удовлетворено более 2 тыс. В порядке надзора прокурорами проверена законность около 13 тыс. судебных постановлений. По результатам изучения дел принесено 415 надзорных протестов, из которых рассмотрено 400, удовлетворено 287.

В 2015 году Беларусь второй год подряд заняла 50-е место в рейтинге по индексу верховенства права по итогам исследований, проведенных международной неправительственной организацией (The World Justice Project). Наши ближайшие соседи – Россия и Украина – расположились на 75-й и 70-й строчках рейтинга соответственно. Также на 65-м месте находится Казахстан, Молдова – 69-я. Лидерами являются государства Северной Европы: Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия и Нидерланды. Еще в первой десятке значатся Австрия, Германия, Сингапур и Австралия. Замыкают рейтинг Зимбабве, Афганистан и Венесуэла.

По оценке независимых экспертов, правопорядок и безопасность в Беларуси находятся на 29-м месте в рейтинге, соблюдение закона заняло 34-е, гражданское правосудие – 30-е, борьба с коррупцией – 43-е место.

Справочно.
Данный рейтинг (индекс) представляет собой комбинированный показатель, рассчитанный на основе данных, полученных из экспертных источников и в результате опроса общественного мнения по восьми базовым критериям: ограничение полномочий институтов власти, отсутствие коррупции, прозрачность институтов власти, защита основных прав, правопорядок и безопасность, соблюдение законов, гражданское правосудие, уголовное правосудие.

Как заявил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 
5 мая 2016 г. на торжественной церемонии вручения государственных наград лучшим людям страны, «мы гордимся тем, что Беларусь в нынешней тревожной обстановке по праву считается уголком стабильности».

По данным Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь,подавляющее большинство граждан страны (82%), оценивая уровень личной безопасности, считают, что ощущают себя в безопасности, находясь на улице, в общественных местах.

*****

Одним из основных органов, чья деятельность непосредственно направлена на обеспечение законности и охрану правопорядка, выступают органы внутренних дел.

После обретения страной государственного суверенитета результатом планомерно проводимой работы органов внутренних дел явилось отсутствие в республике криминальных войн, сопровождающихся гибелью людей. В отличие от многих развитых стран мира в Беларуси преступления с применением огнестрельного оружия носят эпизодический характер, исчезли факты заказных убийств, захвата заложников.

Благодаря слаженным совместным действиям в ходе осуществления оперативно-розыскных и проверочных мероприятий органам внутренних дел республики удалось выстроить действенную систему противодействия незаконной деятельности так называемых «воров в законе» и лидеров уголовно-преступной среды. В настоящее время в Республике Беларусь отсутствует общее руководство криминальным миром.

В нашей стране нет выраженных предпосылок и к осуществлению террористической деятельности.

Вместе с тем следует понимать, что мы живем в глобальном мире, и сегодня изначально локальные угрозы быстро становятся общими, затрагивающими все государства проблемами, будь то террористическая деятельность преступной организации «Исламское государство» или серия террористических актов в Западной Европе. Аналитики обращают внимание на то, что в силу своего транзитного положения в Беларуси существует определенный риск оседания носителей экстремистской идеологии.

Об эффективности деятельности органов внутренних дел в сфере борьбы с правонарушениями свидетельствуют следующие  статистические показатели.

По данным МВД Республики Беларусь, в I полугодии 2016 г. благодаря активным действиям правоохранителей отмечается снижение общего количества преступлений на 1,8% (в том числе умышленных причинений тяжких телесных повреждений – на 7%, краж – на 7%, а также общего числа потерпевших в стране – на 4%) к аналогичному периоду 2015 года.

Вниманию выступающих: при освещении данного вопроса целесообразно привести основные показатели эффективности деятельности правоохранительных органов региона.

В условиях политической и террористической напряженности в мире белорусской милицией принимаются меры понедопущению незаконного оборота оружия и боеприпасов, предупреждению правонарушений, связанных с их применением. С 11 по 15 апреля текущего года на территории республики проведено оперативно-профилактическое специальное комплексное мероприятие «Арсенал», направленное на активизацию добровольной сдачи, а также изъятие у населения незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ, выявление и устранение нарушений порядка оборота оружия и боеприпасов.

Справочно.
В текущем году зарегистрировано 410 незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. За 7 месяцев 2016 г. из оборота изъято 748 единиц незарегистрированного оружия, более 37,4 тыс. боеприпасов различного калибра, добровольно сдана 681 единица указанной категории оружия, более 51,9 тыс. боеприпасов. Кроме того, за различные нарушения у индивидуальных владельцев изъято 

1685 единиц зарегистрированного оружия.

К административной ответственности за нарушение правил обращения с огнестрельным оружием привлечены 398 граждан, за нарушение сроков регистрации (перерегистрации) огнестрельного или газового оружия либо правил постановки его на учет – 903, за незаконные действия в отношении охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия – 29 человек.

Во взаимодействии с Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, другими природоохранными организациями на постоянной основе проводятся совместные мероприятия по выявлению и пресечению нарушений природоохранного законодательства, осуществляется выявление и изъятие оружия у браконьеров.

В целях недопущения распространения наркомании в Беларуси и сохранения здоровья нации основные усилия подразделений наркоконтроля республики направлены на пресечение преступной деятельности наркосбытчиков, выявление и перекрытие каналов поставки и транзита наркотиков, обнаружение и ликвидацию подпольных нарколабораторий, изъятие из незаконного оборота особо опасных синтетических психотропных веществ.

В результате предпринятых практических мер за первые 
6 месяцев 2016 г. в Республике Беларусь органами внутренних дел выявлено почти 3,4 тыс. наркопреступлений, из них 
более 1,5 тыс. связаны со сбытом
. В ходе проведения оперативно-розыскных и иных мероприятий пресечено 27 каналов поставок наркотиков в республику из-за границы, а также их транзитных перевозок. В рамках возбужденных уголовных дел из незаконного оборота изъято более 100 кг наркотических средств и свыше 16 кг психотропных веществ. Пресечена деятельность 5 подпольных нарколабораторий, а также выявлено 13 помещений, специально приспособленных и оборудованных для выращивания наркосодержащих растений.

Справочно.
За нарушение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 г. № 1 «О некоторых вопросах государственного регулирования оборота семян мака» в текущем году в отношении 49 лиц составлены административные протоколы. Из незаконного оборота изъято более 18 т семян мака, наложено штрафов на сумму свыше 850 млн. неденоминированных белорусских рублей, возбуждено 41 уголовное дело в связи с засоренностью семян мака маковой соломой.

В рамках реализации требований Декрета Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2014 г. № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков» в текущем году составлено и вступило в законную силу 
832 административных протокола, наложено штрафов на сумму почти 1 млрд. неденоминированных белорусских рублей.

Нарабатывается практика возбуждения уголовных дел за незаконное перемещение наркотиков через Государственную границу Республики Беларусь (январь–июнь 2016 г. – 28), а также за появление в общественном месте в состоянии наркотического опьянения (январь–июнь 2016 г. – 23).

Справочно.
В ходе проведения комплекса оперативно-профилактических мероприятий, направленных на недопущение распространения на территории Республики Беларусь «насвая», из незаконного оборота изъято свыше 1,3 т данного вещества, составлено 46 административных протоколов.

Проявляется положительная тенденция снижения количества выявленных наркопреступлений, совершенных с участием несовершеннолетних. Существенно уменьшилось количество наркопреступлений, совершенных ранее судимыми.

Подразделениями по наркоконтролю продолжается активная работа по пресечению распространения психоактивных веществ с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.

Справочно.
Так, пресечена деятельность 40 интернет-магазинов, созданных для реализации наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Ограничен доступ к 12 сайтам, содержащим сообщения или материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков, заблокировано свыше 300 кошельков электронных денег.

За 6 месяцев 2016 г. в Республике Беларусь в сфере противодействия торговле людьми и иным связанным с ней деяниям выявлено 787 преступлений, из них 206 (26,2%) тяжких и особо тяжких.

Справочно.
Из общего количества выявленных преступлений 62 правонарушения связаны с трафикингом (незаконной продажей или перепродажей), в том числе 27 тяжких и особо тяжких (торговля людьми – 1; похищение человека в целях эксплуатации – 2; использование занятия проституцией – 40, из них 24 совершенных при отягчающих обстоятельствах, в том числе 14 – с вывозом потерпевших за рубеж; вовлечение в занятие проституцией – 19).

Среди вышеуказанных выявлено 27 преступлений, связанных с вывозом 39 человек за пределы государства в целях эксплуатации (жертв, планировавшихся к вывозу, – 16). Перекрыто 12 каналов вывоза людей в 5 стран мира в целях эксплуатации. Установлены 32 лица, подозреваемых в трафикинге, из них в отношении 24 избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Установлены 416 лиц, подозреваемых в совершении преступлений, связанных с порнографией и вовлечением несовершеннолетних в антиобщественное поведение (из них в отношении 15 избрана мера пресечения в виде заключения под стражу). Ликвидирована одна порностудия, прекращена деятельность одного порносайта.

Многочисленные эксперты в сфере нелегальной миграции акцентируют внимание на последствиях для Европейского союза миграционного кризиса, обусловленного наплывом беженцев из государств Ближнего Востока и Африки, а также дальнейшими попытками транзитной незаконной миграции через территорию Беларуси выходцев из Сирии, Ирана, Ирака, Афганистана, Вьетнама и ряда других государств. Правоохранительными органами республики уже неоднократно задерживались граждане различных стран, имеющие реальный опыт боевых действий, незаконно прибывшие на территорию нашей республики с целью дальнейшего выезда в страны Евросоюза.

Миграционная обстановка в Республике Беларусь остается контролируемой и управляемой.

Справочно.
Анализ статистических данных органов Государственного пограничного комитета Республики Беларусь свидетельствует, что в прошлом году в нашу страну иностранцы въезжали около 4,5 млн. раз. В территориальных органах внутренних дел по частным и служебным делам прошли регистрацию свыше 650 тыс. иностранцев (из них в гостиницах, санаторно-курортных и оздоровительных организациях, а также субъектах агроэкотуризма проживали более 500 тыс. человек).

По состоянию на 1 января 2016 г. в Республике Беларусь находились 59,1 тыс. иностранцев, имеющих разрешение на временное проживание, и более 181,5 тыс. – на постоянное проживание.

Результаты деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь, равно как и иных правоохранительных органов республики, позволяют говорить об эффективности их работы в отношении обеспечения безопасных условий для жизни граждан.

*****

С 1 января 2012 г. в нашей стране функционирует новая следственная структура – Следственный комитет Республики Беларусь, который представляет единую и централизованную систему государственных правоохранительных органов, являющихся органами предварительного следствия и осуществляющих полномочия в сфере досудебного уголовного производства.

Как заявил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, выступая 11 февраля 2016 г. на расширенном заседании коллегии Следственного комитета, «решение о создании Следственного комитета было правильным и обоснованным. Улучшились показатели следственной работы. Но мы это делали не для показателей. Это было сделано ради людей». При этом Глава государства ориентировал следователей на то, что их задача – рассмотреть в установленный срок каждое заявление, при наличии состава преступления незамедлительно возбудить уголовное дело, а затем его расследовать, собирать доказательства и искать виновных. «И не надо следователям также ждать от оперативников какого-то готового уголовного дела, чтобы его красиво подписать, подшить или отправить прокурору, – сказал А.Г.Лукашенко. – Помните, что за вашей работой стоят простые люди, которые хотят, чтобы их права были защищены, а виновные наказаны!».

В июле 2016 г. на очередном заседании коллегии Следственного комитета главным стало обсуждение практики выяснения обстоятельств гибели граждан. В I полугодии 2016 г. отмечается снижение числа жертв убийств со 163 до 145 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.  Причем причины совершения в текущем году убийств, как и прежде, в значительной степени обусловлены длительным злоупотреблением алкоголем как преступниками, так и жертвами.

По словам Председателя Следственного комитета Носкевича И.Д.,  «одна из главных задач комитета – не только выяснить, почему произошла трагедия вчера, но и способствовать тому, чтобы она не повторилась завтра».

*****

В Республике Беларусь функционирует независимая и эффективная судебная система.

В рамках укрепления законности и правопорядка судебные учреждения Беларуси на практике эффективно обеспечивают принцип верховенства права.

Отлаженный процесс правосудия в нашей стране отвечает требованиям времени, действенно защищает законные интересы граждан и соответствует международным стандартам.

По данным статистики Верховного Суда Республики Беларусь:

в 2015 году судами рассмотрено дел с вынесением приговора – 41 398; в I полугодии 2016 г. – 20 919;

в 2015 году число осужденных лиц – 43 420 (в том числе за преступления против собственности – 16 322, за преступления, связанные с наркотиками, – 3 929, за преступления против общественного порядка и общественной нравственности – 2 510); в I полугодии 2016 г. число осужденных лиц – 22 028 (в том числе за преступления против собственности – 8 311, за преступления, связанные с наркотиками, – 1 847, за преступления против общественного порядка и общественной нравственности – 1 477).

*****

Согласно статье 125 Конституции Республики Беларусь, надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов возлагается на органы прокуратуры.

Ключевыми направлениями деятельности органов прокуратуры являются защита прав и законных интересов граждан, общественной безопасности и экономических устоев государства.

23 августа 2016 г. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко заслушал расширенный доклад Генерального прокурора Республики Беларусь Конюка А.В. о состоянии криминогенной ситуации и работе органов прокуратуры в связи с недавно прошедшей реформой в правоохранительной системе.

Справочно.
В текущем году прокурорами рассмотрено более 25,5 тыс. обращений, из которых признаны обоснованными почти 5 тыс. Проведено более 4,5 тыс. проверок исполнения законодательства, внесено около 24 тыс. актов прокурорского надзора. По требованию прокуроров более 20 тыс. лиц привлечено к административной, дисциплинарной и материальной ответственности, возмещен ущерб в размере более 376,4 млрд. неденоминированных рублей. Особое внимание уделено наиболее значимым сферам социально-общественных отношений – охране здоровья, соблюдению трудовых и жилищных прав.

Одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры является защита гарантированных Конституцией Республики Беларусь трудовых прав граждан на оплату труда.

Во исполнение поручений Президента Республики Беларусь органами прокуратуры обеспечен постоянный надзор за соблюдением субъектами хозяйствования полноты и сроков выплаты заработной платы, сокращением внешней просроченной дебиторской задолженности и возвратом валютной выручки в страну.

Справочно.
В 2015 году – Iполугодии 2016 г. прокурорами по фактам несвоевременной выплаты заработной платы внесено почти 3 тыс. актов надзора. По результатам их рассмотрения нанимателями погашена задолженность по зарплате на сумму более 700 млрд. неденоминированных рублей, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено более 1,8 тыс. должностных и юридических лиц.

Принимаемые органами прокуратуры меры способствовали повышению дисциплины расчетов с работниками.

Надзорная деятельность прокуроров направлена в первую очередь на снижение криминальной составляющей образования просроченной задолженности, привлечение к ответственности виновных лиц, а также на непосредственное содействие во взыскании просроченной задолженности.

Справочно.
Принятые прокурорами меры реагирования, в том числе посредством обращения в суды в интересах белорусских поставщиков, способствовали возврату в хозяйственный оборот более 48 млн. долл. США.

Прокурорами уделяется внимание вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, неукоснительногособлюдения требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11 мая 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».

Реализуемый во взаимодействии с органами власти и другими заинтересованными комплекс мер позволил повысить уровень противопожарной защиты объектов, снизить количество нарушений и, как следствие, не допустить в текущем году в республике крупных пожаров и техногенных катастроф.

Справочно.
В 2016 году в Республике Беларусь по сравнению с прошлым годом количество пожаров снизилось на 16% (с 3199 до 2676), погибших людей от них – на 17% (с 294 до 243), в том числе несовершеннолетних – на 50% (с 8 до 4).

В Беларуси сохранена положительная динамика производственной безопасности. Не допущен рост числа фактов гибели работников на предприятиях республики и случаев получения тяжелых производственных травм.

Постоянное внимание уделяется проблемам состояния правопорядка и безопасности на дорогах.

Справочно.
Подготовлено и внесено значительное количество изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, другие нормативные правовые акты: усилена ответственность за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, внесены изменения в Правила дорожного движения, касающиеся установления требований об обязательном использовании при перевозке детей в возрасте до 12 лет специальных детских автокресел, использовании в зимнее время специальных шин, предназначенных для эксплуатации в зимних условиях, увеличено количество часов практического вождения в автошколах.

 

Это способствовало значительному снижению количества правонарушений на дорогах. В I полугодии 2016 г. в сравнении с аналогичным периодом 2015 г. снизилось количество дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП), повлекших гибель или ранение людей (на 14%), число погибших (на 31%) и число раненых (на 12%).

По вине водителей, находившихся в состоянии алкогольного опьянения, в I полугодии 2016 г. в республике произошло 136 ДТП (на 46% меньше, чем в I полугодии 2015 г.). За управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения привлечено к административной ответственности 11,7 тыс. водителей (на 8% меньше, чем в I полугодии 2015 г.).

Положительный результат дает применение строгих мер уголовной ответственности за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения, в том числе введенная Законом от 12 июля 2013 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения» специальная конфискация транспортных средств.

Справочно.
В 2015 году по сравнению с 2014 годом число осужденных за данное преступление снизилось почти на 24%(с 2212 лиц до 1684). В первой половине 2016 г. осуждено 614 таких лиц.

В текущем году по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 317-1 «Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)» Уголовного кодекса Республики Беларусь, применена специальная конфискация в отношении около 500 легковых автомобилей, 25 мопедов (скутеров), 27 мотоциклов, 2 грузовых автомобилей, 11 тракторов, 7 единиц сельхозтехники, 12 иных транспортных средств.

Отмечена тенденция к умеренному росту количества выявленных коррупционных преступлений, что связано с активизацией деятельности правоохранительных органов.Здесь наибольшее количество занимают факты хищений путем злоупотребления служебными полномочиями, получения и дачи взяток. Наиболее коррупционно рискованными остаются сферы распоряжения имуществом государственных организаций, в том числе бюджетными средствами при осуществлении закупок товаров (работ, услуг), строительства и реконструкции объектов республиканской и  коммунальной форм собственности.

Справочно.
Правоохранительными органами республики в 2015 году установлено 724 лица, совершивших коррупционные преступления, в I полугодии 2016 г. – 310  лиц. Из них 25 лиц занимали ответственное положение.

Анализ причин коррупционных преступлений позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев их совершение стало возможным вследствие непринятия со стороны руководителей государственных органов и иных организаций должных мер по предупреждению коррупции, обеспечению контроля за работой подчиненных сотрудников, упущений при подборе кадров.

Справочно.
Условиями, способствующими совершению коррупционных преступлений, являются проявления бесхозяйственности, неэффективное использование финансовых и материальных ресурсов государственных организаций и хозяйственных обществ с долей государства в уставных фондах.

В I полугодии 2016 г. проводился комплекс мероприятий, направленных на закрепление динамики снижения преступности и криминогенных рисков на предприятиях железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного видов транспорта, обеспечение общественной безопасности, соблюдение трудовых и социальных прав граждан, принятие мер профилактического характера по предупреждению травматизма, возмещению вреда.

Справочно.
В результате принятых мер удалось достичь снижения уровня преступности в I полугодии 2016 г. на объектах транспорта 

с 462 до 438 преступлений, что на 5% меньше аналогичного периода прошлого года. С 95 до 51, или на 46%, уменьшилось количество тяжких и особо тяжких преступлений.

Одним из важных направлений в работе органов прокуратуры является надзор за исполнением требований Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения», а также законодательства об обращениях граждан и юридических лиц.

Справочно.
В I полугодии 2016 г. в органы прокуратуры Республики Беларусь поступило более 37 тыс. обращений физических лиц, что на 9,6% больше, чем в I полугодии 2015 г., – около 34 тыс. Наибольший рост поступивших обращений отмечается в органах прокуратуры Гомельской, Брестской, Минской областей (соответственно 26,3%, 23,6%, 18,2%) и аппарате Генеральной прокуратуры (7,9%).

 

СЕНТЯБРЬ, 2016: О МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТРАСЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

О мерах государственной поддержки отрасли образования

(В помощь информационно-пропагандистским группам)

Ежегодно расходы на образование составляют около 30% консолидированного бюджета области (за 7 месяцев 2016 года -33,5%).

За 2011-2015 годы на содержание учреждений образования и проведение мероприятий было направлено около 19,4 трлн. рублей. Из них 12,0 трлн. (62,1%)  на оплату труда.

За это период на капитальный и текущий ремонт учреждений образования направлено из бюджета 961,8 млрд. руб. (4,9 % расходов в общем объеме финансирования) На техническое перевооружение учреждений образования (приобретение оборудования и основных средств) - 178,9 млрд. рублей (0,9%).

В целях рационального и экономного использования бюджетных средств в учреждениях образования ведется работа по оптимизации сети и штатов, экономии энергоресурсов, развития внебюджетной деятельности.

За период с 2011 по 2015 годы введены в эксплуатацию 7 школ на 3085 ученических мест, 13 дошкольных учреждений на 1565 мест (5 школ, 2 УПК «сад-школа», 11 садов).

На строительство объектов образования затрачено  932,0 млрд. рублей.

Справочно. Введены в эксплуатацию:

- средние школы в д. Здитово Березовского района (2011 г., на 168 мест.), в д.Гвозница Малоритского района (2012 г., 120 мест), д.Вулька -2 Лунинецкого района (2012 г., 168 мест), СШ №1 в Юго-западном микрорайоне 4 г.Бреста (2014 год, 1120 мест), в микрорайоне «Радужный» г.Пинска (2015 г., 1020 мест);

-школы-сады в д.Ольшаны (2011 г., 471 место) и д.Ольгомель (2012 г., 168/20 мест) Столинского района;

- детские дошкольные учреждения в:

г. Бресте (2012 г., 260 мест в ЮЗМР -4), г.Пинске (2012 г.,  170 мест по пр.Жолтовского), г.Барановичи (2013 г., 234 места в м-не «Боровки-1»), Иваново (2013 г. на 170 мест), а также в д.Линово Пружанского района (2013 г. на 95 мест), в д.Ремель (2013 г. . 75 мест), д.Рубель(2015г., 75 мест) и в г.Давид Городок (2015г., 100 мест) Столинского района, д.Клейники Брестского (2014 г., 80 мест), д.Хотыничи Ганцевичского (2014 г., 40 мест), пос.Жемчужный Барановичского (2015 г., 96 мест) районов.

Для организации подвоза обучающихся в сельской местности за счет средств областного бюджета с 2011 по 2015 гг. приобретено 98 автобусов. Кроме этого, по договору безвозмездной помощи от Банка развития Республики Беларусь получено 32. В текущем году централизованно приобретается 15, а так же 10 автобусов будет получено по договору безвозмездной помощи от Банка развития.

Принимаются меры для перевода детей из школ-интернатов и детских домов на семейные формы воспитания. С 2007 года началось строительство детских домов семейного типа. По состоянию на 01 апреля 2016 в области функционируют 42 детских дома семейного типа, где проживают 280 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (в 2010г. – 10 домов, 55 детей).

В 2011-2015 годах выполнено строительство 21 одноквартирного жилого дома для семей, воспитывающих детей-сирот. и детей,  в том числе 3-х за счет спонсорской помощи, в городах Барановичи, Брест (3 дома), Пинск (2), Береза, Иваново, Ивацевичи (2), Кобрин (2), Лунинец, Малорита, Столин (2), в Барановичском, Ганцевичском, Каменецком и Пинском (2) районах. В 2016 году будет завершено строительство 4-х одноквартирных жилых домов для таких семей в г. Барановичи, г. Брест, Ганцевичском и Жабинковском районах.

Дошкольное образование

Неоспоримым достижением в области социально экономического развития региона являются положительные демографические процессы. При сохранении высоких темпов рождаемости детей, трудно разрешаемой, особенно в г. Бресте, остаётся проблема определения детей в дошкольные учреждения шаговой доступности.

Характеристика сети - 473 учреждения дошкольного образования и 107 учебно-педагогических комплексов «Детский сад-школа». При проектной мощности  65 739 мест их  посещает 61 232 ребёнка.

Брестская область на протяжении последних лет удерживает лидерство в республике по уровню имеющегося кадрового потенциала дошкольного образования.

Работников с:

высшим образованием – 66,0%; образованием по специальности «Дошкольное образование» – 53,9%; высшей и первой квалификационной категориями – 56,5% (по республике (52,7%).

Одним из главных показателей, характеризующих деятельность учреждений дошкольного образования, является здоровьесбережение воспитанников.

Благодаря мерам, начиная с 2010 года, количество дней, пропущенных одним ребенком по болезни, в Брестской области снизилось и составляет 4,9 дня.

Предпринимается ряд мер по обеспечению качества, безопасности и сбалансированности питания детей в учреждениях дошкольного образования.

С целью удешевления питания дошкольные учреждения ежегодно заготавливают фрукты и  овощи. До 20% от общего количества овощей заготавливаются на безвозмездной основе.

В результате нормы питания по основным группам продуктов в Брестской области выполняются  на 96% (второй показатель по стране).

Продолжается работа по обеспечению учреждений дошкольного образования автоматизированными программами для составления меню. В Брестской области за период 2012-2016 гг. количество учреждений, обеспеченных компьютерными программами, достигло 86%.

В Московском и Ленинском районах г. Бреста, в Барановичах увеличена наполняемость групп, перепрофилированы под нужды дошкольного образования помещения в учебно-педагогических комплексах и это снизило социальную напряжённость. Проведено изучение  и сопоставление списков нуждающихся, что позволило определить объективные параметры дефицита в целом по Бресту и другим регионам.

Общее среднее образование

На начало 2016/2017 учебного года в Брестской области  продолжит работу 509 учреждений общего среднего образования.

Справочно: начальных школ-24, базовых-65, средних-388, гимназий-26, лицеев-5, кадетское училише-1.

С 1 сентября  к учебным занятиям приступили около 162 000  учащихся, что на 3000  больше, чем в предыдущем учебном году. В первый класс пришли 17,6 тысяч учащихся.

Активно осуществляется работа по информатизации системы образования. В Брестской области наибольшее среди всех регионов количество используемых в образовательном процессе компьютеров, которые имеют доступ в Интернет, – 72,2% (в республике 60,0%). Только 0,2% учреждений общего среднего образования (в 2014/2015 учебном году – 7,9%) имеют максимальную скорость передачи данных через Интернет ниже 128 кбт/с (это лучший показатель в республике).

В учреждениях общего среднего образования области имеется 746 компьютерных классов, (в т.ч. 17 мобильных компьютерных классов), 1015 (в 2014 – 668, в 2011 - 383) мультимедийных проекторов, 265 (в 2014 – 181, в 2011 - 43)интерактивных досок.

Профессионально-техническое и среднее специальное образование

Сегодня в учреждениях профессионального образования Брестчины подготовку к будущему труду в разных формах обучения проходят более 16 000 учащихся по 95 квалификациям рабочих и  свыше 30 специальностям среднего специального образования.

Имеющаяся сеть учреждений профессионального образования равномерно распределена по территории области и, в целом, обеспечивает потребности рынка труда.

За истекшие 5 лет многое сделано для совершенствования профессиональных знаний, изучения новой техники и технологий. Созданы 7 ресурсных центров производственного обучения по восьми специальностям, в которых сосредоточено современное оборудование и предоставлены условия для обучения различным технологиям производства.

Количество выпускников, которые в 2015 году получили уровень квалификации 4 и выше, в том числе для наукоемких и высокотехнологичных производств, составило  50,0% (2011 год – 39,7%).(по системе Министерства образования – 46,7%).

Большая работа, проведенная учреждениями профессионального образования в 2016 году, позволила обеспечить первым рабочим местом 99,3% выпускников, получивших профессионально-техническое образование и 100% среднее специальное. 

Специальное образование и охрана детства

Дети с особенностями психофизического развития составляют около 5% от общего количества детского населения Брестской области, а это 16 982 ребенка в возрасте от 0 до 18 лет (на 644 ребенка больше, чем в 2014/2015 учебном году)10,7 % из них (1816) – имеют инвалидность. Количество детей с особенностями психофизического развития ежегодно возрастает: если в 2011 году эта цифра составляла 15 788, то в 2015 году на1194 ребенка больше.

Успешно функционирующая сетьучреждений и структур позволяет охватить специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью практически всех нуждающихся.

В 2015/2016 учебном году процент охвата составил 99,95% (на 0,07% больше в сравнении с предыдущим годом и на 2,5% выше в сравнении с 2011 годом, когда охват составлял 97,4%), и является вторым показателем в республике. О стабильном развитии системы специального образования области свидетельствует 100% охват в 17 районах области.

Развитие процессов интегрированного обучения и воспитания позволило оптимизировать сеть специальных и вспомогательных школ-интернатов, количество которых в области за последние 5 лет сократилось на 11%.  Сегодня данные учреждения выступают в роли ресурсных центров для организации интегрированного обучения и воспитания.

 В 2015/2016 учебном году в Брестской области функционировало 98 учреждений общего среднего образования, создавших необходимую адаптивную образовательную среду. Этот показатель один из самых высоких в республике.

При строительстве новых учреждений образования соблюдаются требования к созданию безбарьерной среды. Так, к началу 2015/2016 года в г.Пинске открылась новая школа с универсальной безбарьерной средой, к началу 2016/2017 учебного года - учебно-педагогический комплекс «Ясли-сад – начальная школа №10 г.Бреста». Общее количество учреждений образования с безбарьерной средой в Брестской области составляет 6 единиц (в 2015 году – 4 учреждения образования).

В Брестской области на базе учреждений профессионально-технического образования создан 1 центр профессиональной и социальной реабилитации (всего в республике функционирует 8 центров и 1 отделение).

 Во исполнение поручения Президента Республики Беларусь о переводе детей-сирот и детей, оставшихся без   попечения   родителей,   из    интернатных учреждений  на семейные формы устройства на протяжении пятилетки активно осуществляется строительство детских домов семейного типа. Если в 2011 году таких домов было 17, то сейчас 42, а к концу этого года закончится строительство еще 4-х домов.

Благодаря проводимой работе, в том числе и строительству, удалось значительно с 65,3 % в 2011 до 83,5% увеличить устройство выявляемых детей в семьи (+18,2%).

Поиск семьи для каждого ребенка-сироты позволил сократить количество детей, направляемых в интернатные учреждения с 183 за 2011 год до 49 за 2015 (- 134 относительно 2011 года).

На протяжении последних лет значительно сокращается контингент детей в интернатных учреждениях для детей-сирот с  591 ребенка в 2011 году до 260 в 2016. Сокращение контингента воспитанников позволило закрыть за пять лет 2 школы-интерната для детей-сирот.

 По состоянию на 1 июля в 42 детских домах семейного типа, воспитывается 286 детей, в области функционирует 438 приёмных семей, в которых воспитывается 632 ребёнка, в 1 057 опекунских семьях на воспитании находится 1 289 детей.

В ближайшие пять лет запланировано строительство еще 15 детских домов семейного типа.

При сохранившейся положительной тенденции запланированные мероприятия позволят нам оптимизировать сеть детских домов до одного.

В области создана широкая сеть учреждений по оказанию социально-педагогической поддержки  и психологической помощи. Помощь детям и родителям оказывают специалисты 19 социально-педагогических центров.

Всего  на территории Брестской области по состоянию на 1 июля  проживает 2 644 (на 01.07.2015 – 2 765, на 01.01.2016 - 2 662) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 0,9 % от общей численности детского населения (291,1 тыс. детей).

На учёте находящимися в социально опасном положении состоит 3 630 детей.

Система воспитательной работы и дополнительное образование детей и молодежи

В  2010 году в области функционировало 63 внешкольных учреждения, в объединениях по интересам было занято  86,9% детей, в 2015г. - 46 учреждений дополнительного образования детей и молодежи, занято 97,4% детей. Увеличилось количество детских творческих коллективов со званием образцовый и народный: в 2010 г. – 105, в 2015 г. – 111.

В Брестской области в 2015/2016 учебном году функционировало 4160 объединений по интересам, которые посещали 54 672 учащихся. Наполняемость объединений по интересам составляла 12,8 учащихся. По результатам анкетирования 96% родителей учащихся удовлетворены спектром услуг и качеством дополнительного образования детей и молодежи.

Перспективы

Утверждена Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы, целями которой являются повышение качества и доступности образования в соответствии с потребностями инновационной экономики, требованиями информационного общества, образовательными запросами граждан, развитие потенциала молодежи и ее вовлечение в общественно полезную деятельность.

Для обеспечения шаговой доступности дошкольного образования с 2016 по 2020 годы в области планируется осуществить строительство 8 детских садов на 2,0 тыс. мест. (гг. Брест (3 шт.), Барановичи, Пинск, Жабинка, Иваново, Кобрин), а также выполнить пристройку на 80 мест к существующему детскому саду в г.Бресте (по ул. Дубровской,15).

Также необходимо в ближайшие годы осуществить строительство школ в новых жилых микрорайонах г. Бреста. («Юго-западный микрорайон № 2», «Вычулки-Ямно», «Гершоны», «Юго-Восточный микрорайон №4»), г.Барановичи (микрорайон «Боровки»), г.Береза.

Будет продолжена реализация мероприятий в рамках программ энергосбережения по модернизации оборудования, не соответствующего требованиям государственных стандартов.

Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций

В помощь информационно-пропагандистским группам

Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5

Декретом Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет № 5) определяется, что такие критерии, как обеспечение производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, содержание производственных зданий (помещений), оборудования и приспособлений в соответствии с установленными требованиями, надлежащих условий труда работников в организациях независимо от формы собственности, являются одними из основных критериев в оценке работы руководителя. Данные критерии учитываются при аттестации руководителей организаций, при продлении и заключении с ними контрактов на новый срок, при принятии иных кадровых решений (пункты 1, 2 Декрета № 5). При этом оценка соблюдения названных критериев оформляется документально и хранится в личном деле руководителя организации.

Таким образом, Декретом № 5 повышается ответственность руководителей организаций по обеспечению указанных требований, и это выражается, в том числе, и в том, что необеспечение производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, надлежащих условий труда работников; содержание производственных зданий (помещений), оборудования и приспособлений не в соответствии с установленными требованиями, являются грубым нарушением руководителем трудовых обязанностей и влекут обязательное привлечение его к дисциплинарной ответственности (объявление замечания, выговора), вплоть до увольнения (по пункту 1 статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – Трудовой кодекс)).

С целью  выполнения требований, закрепленных в пункте 1 Декрета № 5, пункт 3 предусматривает наделение руководителей организаций дополнительными правами.

Так, согласно подпункту 3.1 руководители могут устанавливать в соответствии с законодательством, локальными нормативными правовыми актами, а также решениями собственника имущества организации или уполномоченного им органа работникам, не допускающим нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, дополнительные выплаты стимулирующего характера. Источниками таких выплат является прибыль или средства от приносящей доходы деятельности, остающиеся в распоряжении организаций после уплаты обязательных платежей в бюджет.

Размер дополнительных выплат стимулирующего характера не ограничен.

При принятии руководителем организации решения об установлении в организации указанных выплат работникам, данное решение должно носить системный характер, т.е. закрепляться в соответствующем локальном нормативном правовом акте организации. При этом целесообразно закрепить в локальном нормативном правовом акте критерии оценки производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины работников, при соблюдении которых работник будет иметь право на получение дополнительных выплат стимулирующего характера, предусмотренных Декретом № 5.

Подпунктом 3.2 пункта 3 Декрета № 5 сокращается минимальный срок предупреждения работника об изменении существенных условий труда с одного месяца до 7 календарных дней. Статьей 32 Трудового кодекса определено, что изменением существенных условий труда признается изменение системы оплаты труда, режима рабочего времени, включая установление или отмену неполного рабочего времени, изменение гарантий, уменьшение размеров оплаты труда, а также других условий, устанавливаемых в соответствии с Трудовым кодексом.

Подпунктом 3.3 Декрета № 5 вводится самостоятельная мера дисциплинарного взыскания в виде лишения полностью либо частично дополнительных выплат стимулирующего характера. К дополнительным выплатам стимулирующего характера при реализации подпункта 3.3 пункта 3 Декрета № 5 следует относить: ежемесячные, ежеквартальные премии, повышение тарифной ставки (оклада) до 50% . Наниматель вправе применить указанную меру дисциплинарного взыскания на срок до 12 месяцев.

До вступления в силу Декрета № 5 лишение дополнительных выплат стимулирующего характера не рассматривалось в качестве меры дисциплинарного взыскания.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (т.е. лишение полностью или частично дополнительных выплат стимулирующего характера на срок до двенадцати месяцев, замечание, выговор или увольнение). Кроме того, к работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут применяться: изменение времени предоставления трудового отпуска и другие меры. Виды и порядок применения этих мер определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными нормативными правовыми актами.

Подпунктом 3.4 пункта 3 Декрета № 5 руководителям организаций предоставлено право незамедлительно отстранять работника от работы при выявлении допущенных им нарушений производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекших или способных повлечь причинение организации ущерба.

Данное основание отстранения работников является дополнительным к основаниям отстранения, предусмотренным статьей 49 Трудового кодекса.

В соответствии с подпунктом 3.5 пункта 3 Декрета № 5 в случае нарушения работником производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекшего причинение организации ущерба в размере, превышающем три начисленные среднемесячные заработные платы работников Республики Беларусь, наниматель вправе произвести его увольнение. При этом для расчета ущерба используют данные статистической отчетности о средней заработной плате работников Республики Беларусь на момент обнаружения ущерба.

Нормы пункта 4 Декрета № 5 направлены на усиление требований к руководителю организации. В соответствии со статьей 252 Трудового кодекса руководителем организации является физическое лицо, которое в силу закона или учредительных документов организации осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

В развитие нормы пункта 1 Декрета № 5 подпунктом 4.1 пункта 4 Декрета № 5 на руководителя организации под его персональную ответственность возложены обязанности по обеспечению:

производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины;

содержанию производственных зданий (помещений), оборудования и приспособлений в соответствии с установленными требованиями;

надлежащих условий труда работников;

закрепления в должностных (рабочих) инструкциях работников с учетом специфики их трудовых функций обязанности по соблюдению технологических регламентов и нормативов при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг),

требований производственного процесса, технологии изготовления продукции (работ, услуг), а также по поддержанию чистоты и порядка на территории организации и непосредственно на рабочем месте работника.

Обязанности работника предусматриваются как непосредственно в заключенном с ним трудовом договоре (контракте), так и в должностной (рабочей) инструкции. При этом если должностные обязанности работника закреплены в должностной (рабочей) инструкции, то они прилагаются к заключенному трудовому договору (контракту) с соответствующей отметкой в нем.

Каждый работник должен быть ознакомлен с должностной инструкцией, функциональными обязанностями. За неисполнение, ненадлежащее исполнение указанных обязанностей работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

В соответствии с подпунктом 4.2 пункта 4 Декрета № 5 для руководителя организации необеспечение выполнения им требований, предусмотренных в абзацах втором - четвертом подпункта 4.1 пункта 4 Декрета № 5, является грубым нарушением трудовых обязанностей.

Указанные допущенные нарушения влекут безусловное привлечение руководителя организации к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения с занимаемой должности.

К грубому нарушению трудовых обязанностей отнесено также сокрытие (подмена) руководителем основания увольнения работника при наличии основания для его увольнения за совершение виновных действий и иные противоправные действия (бездействие) руководителя организации, установленные законодательными актами.

Таким образом, и в приказе (распоряжении) нанимателя об увольнении, и в трудовой книжке работника должно быть указано действительное основание увольнения за виновные действия.

При установлении фактов грубого нарушения руководителем организации трудовых обязанностей к нему, безусловно, применяется одна из мер дисциплинарных взысканий: лишение полностью или частично дополнительных выплат стимулирующего характера на срок до 12 месяцев, замечание, выговор или увольнение.

Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит органу, правомочному применять дисциплинарное взыскание. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа.

При применении дисциплинарного взыскания к руководителям организации следует применять общий порядок и сроки, установленные статьями 199, 200 Трудового кодекса.

В соответствии с частью первой статьи 201 Трудового кодекса дисциплинарное взыскание применяется органом (руководителем), которому предоставлено право приема (избрания, утверждения, назначения на должность) и увольнения работников, либо по его поручению иным органом (руководителем).

Пунктом 5 Декрета № 5 предусмотрено, что правомочный орган (руководитель) может применять меру дисциплинарного взыскания также и по письменному требованию:

государственного органа (организации) – в отношении работников органов и организаций, подчиненных или входящих в состав (систему) этого государственного органа (организации);

облисполкома или Минского горисполкома – в отношении работников организаций независимо от формы собственности, расположенных на территории соответствующей административно-территориальной единицы;

иного уполномоченного в соответствии с законодательством на проведение проверок государственного органа (организации).

Письменное требование может быть выдано, например, в виде представления о привлечении к дисциплинарной ответственности. Привлечение к дисциплинарной ответственности органом (руководителем) самостоятельно либо по письменному требованию осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 199 Трудового кодекса, в сроки, установленные статьей 200 Трудового кодекса.

В пункте 7 Декрета № 5 определен порядок применения меры дисциплинарного взыскания в виде увольнения по дискредитирующим обстоятельствам. На нанимателе лежит обязанность провести проверку нарушений, допущенных работником и являющихся основанием для увольнения по данным обстоятельствам. Результаты проверки оформляются актом либо служебной запиской, в которых отражаются факты, обстоятельства, которые повлекли допущенные нарушения.

Также до увольнения работника по дискредитирующим обстоятельствам наниматель обязан затребовать письменное объяснение работника. При этом следует иметь в виду, что отказ работника от дачи объяснения оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей.

Дисциплинарное взыскание оформляется приказом (распоряжением), постановлением нанимателя. Приказ (распоряжение), постановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов объявляется работнику под роспись в пятидневный срок, не считая времени болезни работника и (или) пребывания его в отпуске. Работник, не ознакомленный с приказом (распоряжением), постановлением о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим дисциплинарного взыскания.  Отказ работника от ознакомления с приказом (распоряжением), постановлением оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей.

Документы, послужившие основанием к применению нанимателем дисциплинарного взыскания в виде увольнения по дискредитирующим обстоятельствам, хранятся в организации не менее пяти лет. К таким документам следует относить акты, докладные записки, объяснительные записки и т.п. Указанные документы являются основанием для издания приказа (распоряжения) нанимателя об увольнении работника по дискредитирующим обстоятельствам и должны найти отражение в издаваемом организационно-распорядительном документе.

В пункте 8 Декрета № 5 установлен запрет на назначение лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, в течение пяти лет после такого увольнения на должности руководителей, включенные в кадровые реестры Главы государства Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также на должности заместителей этих руководителей.

При определении оснований увольнения по дискредитирующим обстоятельствам, следует руководствоваться перечнем таких оснований, который содержится в пункте 6 Декрета № 5.

Пункт 9 Декрета № 5 устанавливает особый порядок назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности.

В течение пяти лет после увольнения по дискредитирующим обстоятельствам порядок назначения таких лиц на руководящие должности осуществляется в любую организацию независимо от ее организационно-правовой формы при условии согласования этого назначения с председателем районного, городского (города областного подчинения) исполкома, главой администрации района г. Минска (города областного подчинения) (далее – председатель исполкома), на территории которого (которой) расположена данная организация либо ее соответствующее структурное подразделение в порядке, предусмотренном Советом Министров Республики Беларусь.

Для назначения лица, уволенного по дискредитирующим обстоятельствам, организация, в которую предполагается назначение такого лица, обращается с письменным мотивированным ходатайством к председателю соответствующего исполкома. К ходатайству прилагаются характеристики лица, претендующего на занятие руководящей должности, с предыдущих мест работы за последние пять лет.

Решение о согласовании назначения либо отказе в согласовании осуществляется председателем исполкома в течение пяти рабочих дней со дня представления организацией ходатайства с приложением соответствующих характеристик в местный исполнительный и распорядительный орган. Решение оформляется в письменном виде и подписывается председателем исполкома.

В части четвертой пункта 9 Декрета № 5 также предусмотрен порядок обжалования отказа председателя исполкома в согласовании назначения лица, уволенного по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящую должность. Для обжалования отказа в согласовании назначения установлен трехмесячный срок со дня вынесения председателем исполкома такого решения. Организация, ходатайствовавшая о согласовании назначения на руководящую должность, либо лицо, претендовавшее на занятие руководящей должности, обращаются за обжалованием отказа в согласовании в Администрацию Президента Республики Беларусь.

Назначение лица на должность с нарушением требований, определенных Декретом № 5, будет являться основанием для увольнения этого лица в связи с нарушением установленных правил приема на работу (пункт 10 Декрета № 5). В свою очередь, нарушение порядка назначения на должность, предусмотренного Декретом № 5, выдача кандидатам на руководящую должность характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, влечет привлечение руководителя организации к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения за нарушение трудовых обязанностей.

Следует обратить внимание, что любой наниматель вправе при приеме на работу работника запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы, которая выдается в течение 5 календарных дней со дня получения соответствующего запроса. Это право закреплено пунктом 11 Декрета № 5. Предлагаемая мера расширяет права нанимателя при решении кадровых вопросов.

Задачи по развитию страны, поставленные

Президентом Беларуси А.Г.Лукашенко,

при представлении новых государственных должностных лиц

Представление руководителя   это всегда еще и хороший повод для уточнения текущих задач и ориентирование на перспективный взгляд. Общая генеральная цель для всех ответственных лиц государства одна.

Президент сформулировал ее коротко, но емко: «Никаких чрезвычайных задач у нас нет. Задачи прежние   сберечь мир и порядок в стране, обеспечить рост экономики и достойный уровень жизни людей».

От правительства Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко ждет конструктивных прорывных идей для повышения эффективности экономики. Об этом Глава государства заявил 29 декабря при представлении в должности нового премьер-министра Андрея Кобякова.

Александр Лукашенко заявил, что одна из первоочередных задач обновленного правительства - обеспечение нормальной работы предприятий и организаций. «Жизненно важно сохранить трудовые коллективы и рабочие места. Экономика должна эффективно работать», - отметил Глава государства.

Президент также отметил, что в нынешних условиях одна из первоочередных задач правительства - диверсификация экспорта. «Никто не создаст нам тепличных условий. Чтобы успешно продвигать нашу продукцию, нужно снижать ее себестоимость, повышать качество, искать и находить новые рынки сбыта», - сказал Александр Лукашенко.

В то же время Президент подчеркнул, что диверсификация ни в коем случае не означает уход с российского рынка. «Но работать там надо на порядок эффективнее, энергичнее занимать освобождающиеся товарные ниши. И первостепенная задача правительства - поддержать экспортеров. У нас есть все рычаги, чтобы сохранить экономику наших предприятий конкурентоспособной», - подчеркнул Глава государства.

Президент отдельно остановился на теме качества продукции. «Нужно вывести нашу продукцию на новый этап качества. Все больше и больше жалуются на то, что отдельные компоненты белорусской продукции, отдельная товарная номенклатура являются некачественными. Это преступление. Сейчас нужно вплоть до того, что заниматься ручной сборкой. По-новому собирайте и разбирайте, но поставляйте на рынки качественный товар», - подчеркнул Александр Лукашенко.

Президент также считает одной из приоритетных задач правительства наведение порядка на потребительском рынке. «Председателям облисполкомов и Минского горисполкома, Министерству торговли даны широкие полномочия для обеспечения порядка на внутреннем потребительском рынке, насыщения его широкой номенклатурой товаров, осуществления жесткого контроля за ценами, пресечения любых, даже малейших попыток спекуляций в этой сфере», - сказал он. Президент в очередной раз обратил внимание, что «тренд на контроль за ценами должен быть постоянным и системным», для чего был принят соответствующий документ - указ №567. Также для того, чтобы сбить ажиотаж на внутреннем валютном рынке и отвадить спекулянтов от обменников, был введен сбор на покупку валюты. При этом, по словам Президента Беларуси, нет фундаментальных причин для роста цен.

При представлении нового главы Администрации Президента Александра Косинца Президент страны подчеркнул, что каждая структура должна эффективно функционировать на своем направлении. У Администрации Президента несколько сфер ответственности. Это кадровая работа. В ней Президент требует сосредоточить внимание на омоложении кадров, повышении их ответственности, дальнейшей оптимизации численности и функций госорганов, обретении новых знаний и повышении профессионализма. Рядом стоит задача эффективного отбора и подготовки управленцев. Ее надлежит решать через повышение роли Академии управления при Президенте.

Еще одно важнейшее направление деятельности Администрации Президента   идеология. Очень живое направление, требующее постоянного совершенствования. Поэтому Президент требует еще раз продумать, как грамотно организовать информационную работу на предприятиях, в коллективах. Она должна быть убедительной, но не навязчивой. Анализ и совершенствование работы СМИ   также компетенция этого направления.

Совершенствование правовой работы должно вестись в тесном контакте с Парламентом, Минюстом и другими занятыми в этой сфере организациями. Контакт с органами местной власти и самоуправления   тоже обязателен. Как всегда, в центре внимания   работа с обращениями граждан. Президент предупредил, что в будущем году намерен комиссионно проверить это направление. Поэтому лучше не ждать, а уже сегодня устранять имеющиеся недостатки.