Профориентация - СШ №8 г.Кобрина

Профориентация

     Рекомендации родителям: чаще беседовать и обсуждать со своими детьми профессиональные планы, самим увлечь детей своей профессиональной деятельностью, осуществлять социальную ориентацию на выбор наиболее востребованной  в обществе деятельности, соответствующей их интересам и возможностям.

Рекомендации учащимся: чтобы осознанно осуществить профессиональный выбор необходимо:

-изучать особенности собственной личности, интересы и склонности, возможности;

-целенаправленно знакомиться с профессиями: иметь общие сведения о профессии, знать содержание выполняемых работ, входящих в должностную компетенцию,  знать требования профессии к человеку, знать, где можно получить данную профессию;

-посещать профориентационные мероприятия в школе;

-посещать учебные заведения  и предприятия города для более детального знакомства с миром профессий;

-пользоваться услугами школьного психолога и профориентолога из ЦЗН (индивидуальные профконсультации);

-самим добывать и изучать информацию о профессиях из дополнительных источников: интернет, СМИ.

Профориентационное тестирование  в параллели 11-х классов 

 

Используемые методики:

- определение профессиональной готовности (ОПГ Л.Н. Кабардова),

цель: выявление предпочитаемой профессиональной сферы деятельности;

- Карта интересов (А.Е. Голомшток)

цель: выявление особенностей профессиональных интересов;

- Семь качеств личности

цель:  выявление характерологических особенностей личности.

 

 № п/п

ФИ

ОПГ

Карта интересов

Качества личности

  1.  

например, Петров Иван

Ч-Ч,

Ч-Зс,Хо

 

Медицина, химия, сценическое искусство,     физич. культура, спорт

Снижен уровень общительнос-ти, выс. ур-нь эмоцион. устой-чивости, недоверчивости, ср. ур.   стремления к доминирова-нию, сдержанности,    смелос-ти, доверчивости, уверенности в себе

Тип профессии:

  1. Ч-П (человек – природа), объект труда – живая природа - растения, животные или   микроорганизмы. Это профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией и  т.д. К этому типу относятся следующие профессии – агроном, зоотехник, ветеринар, животновод, зооинженер, лесник (егерь), охотовед, пчеловод, садовник, плодоовощевод, геолог, почвовед, биолог (исследователь), микробиолог и т.д.
  2. Ч-Т (человек – техника), объект труда–технические системы и объекты-машины, механизмы. Слесарь (автослесарь), механик, токарь, водитель, пилот, радиотехник, техник – электрик, столяр, плотник,  каменщик, строитель, инженер - строитель, инженер – конструктор, архитектор, оптик, швея, ткачиха, прядильщица, повар, кондитер, техник–технолог приготовления пищи и т.д.
  3. Ч-Зс (человек – знаковая система) – здесь труд направлен на обработку информации: условных знаков, цифр, формул, текстов. Это такие профессии - программист, математик, бухгалтер, экономист, кассир, секретарь – референт, чертежник, нотариус, языковед, переводчик, корректор, редактор издательства, библиотекарь, почтовый работник, фотограф и т.д.
  4. Ч-Ч (человек – человек), объект труда – люди, группы, коллективы. Это профессии связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством людьми. К этому типу относятся следующие профессии – педагог, воспитатель в д/с, врач, медсестра, тренер, экскурсовод, адвокат, следователь, продавец, официант, парикмахер, менеджер, юрист – консультант, журналист, проводник пассажирских вагонов и т.д.
  5. Ч–Хо (человек – художественный образ), объект труда – изобразительная, музыкальная, литературно – художественная, актерская деятельность.  Художник (декоратор, реставратор), дизайнер интерьера, резчик по камню, скульптор, визажист, конструктор – модельер одежды, фотограф, актер театра и кино, артист эстрады, цирка,  музыкант, писатель, специалист по рекламе, имиджмейкер (стилист), архитектор.

Система профессиональной деятельности, написанная первой, например, Ч-Ч – имеет самую высокую степень выраженности;  второй, например, Ч-Зс – вторую по значимости степень выраженности. Если системы профессиональной направленности даны через запятую, например, Ч - Зс,Хо, то они имеют одинаковую степень выраженности.

Методика «Карта интересов» А. Е. Голомштока.

Под профессиональными интересами понимают избирательную направ­ленность личности на профессию как на социально-психологическую роль. Профессиональные интересы у обучающихся формируются на основе имеющихся познавательных интересов и тесно с ними взаимосвязаны.

В таблицу вынесены интересы к определенным видам деятельности, которые набрали наибольшее количество баллов в результате тестирования.

Методика «Семь качеств личности»

Показатели по каждой шкале могут быть от 0 до 12. Показатели от 0 до 4 являются низкими, 5-8 – средними, 9-12 – высокими. 

"Замкнутость - общительность". При низких показателях человек характеризуется необщительностью, замкнутостью, иногда излишне строг в оценке окружающих. Любит бывать один, не склонен к откровенности даже с друзьями. Работа такого человека продуктивнее протекает в одиночестве, для него больше подходят профессии, предметом труда в которых служат техника или знаковые системы. При высоких показателях человек общителен, открыт и добродушен. Ему присущи мягкосердечность, непринужденность в поведении. Он охотно взаимодействует с людьми, активен в устранении конфликтов, не боится критики, живо откликается на любые события. Такой человек успешно реализует себя в профессиях, подразумевающих интенсивные межличностные контакты (а это практически все профессии, предмет труда в которых - другие люди), работу в команде.

"Эмоциональная неустойчивость - устойчивость". При низких показателях человек подвержен чувствам, бурно реагирует на препятствия, которые возникают на пути к достижению целей, настроение переменчиво. При высоких показателях человек выдержанный, реалистически настроенный. Он способен лучше следовать требованиям группы, характеризуется постоянством интересов, но иногда может проявлять недостаточную гибкость, некоторую невосприимчивость к переживаниям окружающих. Эмоциональная устойчивость - важное качество во всех тех профессиях, где работа протекает в условиях повышенной эмоциональной напряженности, могут возникать неожиданные повороты событий, на которые необходимо адекватно реагировать.

"Склонность к подчинению - к доминированию". При низких оценках человек склонен уступать другим, брать вину на себя, тревожиться о своих возможных ошибках. Ему свойственны тактичность, почтительность, иногда - застенчивость. Такие люди продуктивно работают в ситуациях внешнего управления, но необходимость проявлять собственную инициативу, отсутствие руководства может поставить их в тупик. При высоких оценках человек властный, независимый, самоуверенный, напористый, упрямый, иногда склонен проявлять агрессивность. Независим в суждениях и поведении, не признает давления со стороны, своенравен. Такой человек активно отстаивает личные цели, но ему довольно сложно приспособиться к жестким требованиям со стороны начальства и коллег. Поэтому такие люди часто находят себя в таком труде, где они "сами себе начальники": например, становятся индивидуальными предпринимателями.

"Сдержанность - экспрессивность". При низких показателях для человека характерны благоразумие, осторожность, рассудительность. Он бывает обеспокоен будущим, стремится не проявлять яркие эмоции, в силу чего окружающим может казаться несколько скучным, вялым. При высоких оценках человек жизнерадостен, импульсивен, беспечен, весел, активен. Он эмоционален, верит в удачу, в компаниях часто становится лидером, энтузиастом совместной деятельности. Сдержанность - профессионально важное качество там, где работник должен быть всегда вежлив, невозмутим, беспристрастен (например, секретарь-референт или дипломат). Экспрессивность, напротив, важна для представителей большинства творческих профессий.

"Робость - смелость". При низких оценках человек робок, сдержан, проявляет осторожность, не вполне уверен в своих силах, отличается повышенной чувствительностью к угрозе. При высоких оценках смел, активен, склонен к риску, готов иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Такой человек может выбирать для себя профессии, предполагающие, что деятельность осуществляется в условиях повышенного риска (военный, милиционер, пожарный и т. п.). Кстати, иногда страх служит и прямым противопоказанием к определенным профессиям: например, некоторых людей отчисляют из летных училищ потому, что они из-за страха не могут прыгать с парашютом.

"Доверчивость - подозрительность". При низких оценках человек характеризуется откровенностью, доверчивостью, благожелательностью по отношению к окружающим. Обычно он легко ладит с людьми и хорошо  работает в коллективе, независтлив, однако окружающие могут злоупотреблять его доверчивостью. Получивший высокие оценки характеризуется повышенной подозрительностью, относится к окружающим настороженно, склонен видеть в их действиях подвох. Его интересы обычно обращены на самого себя, он осторожен в своих поступках и словах. Такой работник по своей натуре в большей степени индивидуалист. Ему часто оказывается близка работа, связанная с контролем кого- или чего-либо (инспектор ГАИ, менеджер по качеству в торговой сети, аудитор, сотрудник отдела технического контроля на производстве и т. п.).

" Уверенность в себе - тревожность". При низких показателях человек уверен в себе, безмятежен, хладнокровен, спокоен. Это позволяет результативно и уверенно работать в ситуациях, связанных с повышенной ответственностью, в стрессогенной обстановке (врач-хирург, брокер, управленец высшего звена - топ-менеджер). При высоких показателях человеку свойственно переживать по самым разным поводам, он впечатлителен и раним, испытывает трудности в принятии решений. Такие люди комфортнее чувствуют себя на более спокойной работе, где не требуется незамедлительно принимать решения, от которых зависят чья-то жизнь и здоровье, финансовое благополучие организации и т. П.

Рекомендации учащимся:

При осуществлении профессионального самоопределения:

  1. Учитывайте результаты тестирования (профессиональную направленность и  профессиональные  интересы);
  2. Учитывайте индивидуальные особенности собственной личности (тип темперамента, уровень тревожности, качества, способности, уровень приобретенных знаний и умений, особенности здоровья);
  3. Обдумайте и составьте свой профессиональный план (выбираемая профессия или группа родственных профессий, в каких учебных заведениях ее можно получить, выясните ее востребованность на рынке труда, т.е. сможете ли трудоустроиться, сущность и условия будущей работы),  наметьте запасные варианты профессионального развития (в случае неуспеха);
  4. Оцените собственные шансы на поступление в выбранное учебное заведение и чтобы их повысить, наметьте шаги, которые необходимо сделать  для этого:

- «подтянуть» некоторые предметы через дополнительные  занятия, факультативы, репетиторов, самоподготовку;

- укрепить собственное здоровье (психическое и психологическое – уметь осуществлять антистрессовую саморегуляцию;  физическое – систематические занятия спортом, режим, правильное питание);

- развивать качества характера необходимые для данной профессии, а так же настойчивость, трудолюбие и терпение в преодолении трудностей, необходимые каждому человеку в любой профессиональной деятельности.

               Педагог-психолог   СШ № 8                                            О.В. Литошик

  Используемые методики:

опросник по определению типа темперамента  

цель: выявление типа темперамента

- методика «Тип мышления»  Резапкиной

цель: выявление типа мышления

методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова    

цель: выявление предпочитаемой профессиональной сферы деятельности;

методика «Карта интересов» А. Е. Голомштока (модификация)  

цель: выявление особенностей профессиональных интересов;

 Результаты представлены в таблице:

№ п/п

Ф.И. учащихся

Тип темпе -рамента

Тип мышления

ДДО

Климов

 

Карта интересов   

1

  например, Петров Иван

холерический,

эмоциональная стабильность, экстраверт

предметно-действ.-с.у

абстрактно-симв. –с.у.

словесно-логич. - с.у.

нагл.-образное – в.у. креативность – с.у 

Ч-Ч,

Ч-Т,Хо

С- филология, журналистика, педагогика; Н- искусство, компьютер и организационная техника, труд в сфере обслуживания

 

Типы темперамента

Каждый тип психики больше подходит для одних дел и профессий и меньше для других.

Холерик характеризуется высоким уровнем психической ак­тивности, энергичностью действий, резкостью, стремительнос­тью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Хо­лерик склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетер­пелив, подвержен эмоциональным срывам. При отсутствии над­лежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравнове­шенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах. Присуща опрометчивость решений, которая связана с плохим самообладанием. Может выполнять работу, связанную с напряженностью, опасностью, ответственностью. В работе необходима цикличность: напряжение-спокойствие и т.д. Н-р, они хорошие летчики-испытатели, но плохие счетные работники.

Сангвиник характеризуется высокой психической активнос­тью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен.  Легко вживается в новый коллектив. Эмоции — преимущественно положительные — быстро возникают и быстро сменяются. Сангвиник сравнительно легко и быстро переживает неудачи. Противопоказана однообразная и медлительная работа, т.к. нетерпеливы. Хорошие водители, саперы, инженеры.

Флегматик характеризуется низким уровнем психической ак­тивности, медлительностью,  умеренностью в общении. Флег­матик трудно переключается с одного вида деятельности на дру­гой и приспосабливается к новой обстановке. У флегматика пре­обладает спокойное, ровное настроение. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством.  Расположен к однообразной работе, которая не требует быстрой смены действий, большой активности (н-р, прекрасные бухгалтера). Успехов в работе добивается благодаря настойчивости, тщательной организации рабочего места. 

Меланхолик характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мотори­ки и речи, быстрой утомляемостью. Меланхолика отличают вы­сокая эмоциональная сензитивность, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении, причем преоблада­ют отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях может развиться повышенная эмоциональная ранимость, зам­кнутость, отчужденность. Нежелательно выбирать работу, связанную с высоким уровнем ответственности, опасности, стрессами, которая требует быстроты реакций и резкой смены видов деятельности. Творческие натуры, предпочитают работать в небольших стабильных коллективах.

Интроверт - ориентирован на свой внутренний мир, он живет своими чувствами, мыслями, переживаниями, не испытывая особой потребности в общении с другими людьми. Поэтому профессии продавца, врача, учителя, юриста, журналиста, менеджера, требующие интенсивного общения, могут вас утомлять. Обратите внимание на виды деятельности, которые не связаны с широкими человеческими контактами: программирование, конструирование, творчество, работа с текстами, с животными и растениями. При наличии способностей вы добьетесь успеха в науке, искусстве, ремеслах, требующих точности и аккуратности.

Амбиверт - это универсальный тип личности, золотая середина. Вы избирательны в общении. Вам нравится быть с людьми, но вам не все равно, кто вас окружает. Вы хорошо чувствуете себя в компании, но легко можете от нее отказаться. Одиночество вас не пугает. Вам подходят не только профессии, связанные с общением, но и требующие умения работать одному.

Экстраверт  — это человек, который ориентирован на внешние предметы и обстоятельства. Вероятно, вам нравится быть в центре внимания. Ради компании вы можете пренебречь другими делами. Вам подошли бы профессии, требующие интенсивного общения с покупателями, клиентами, пациентами, учениками, студентами, пассажирами. Профессии, требующие терпения и усидчивости (работа за компьютером, исследовательская деятельность, расчеты и вычисления), будут даваться вам ценой больших усилий и нервного напряжения.

Если естьданный знак - (н) – то результат недостоверный.

методика «Тип мышления» по Резапкиной

Степени выраженности: 0-2 – низкий, 3-5 – средний, 6-8 – высокий уровень развития  каждого типа мышления. Тип мышления, развитый на низком уровне, в таблице с результатами не указан.  

1. Предметно-действенное мышление (П-Д)  свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений.  Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры.  Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлением обладают и многие выдающиеся спортсмены, танцоры.

2. Абстрактно-символическим мышлением (А-С) обладают многие люди науки – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни   представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки. 

  1. Словесно-логическое мышление (С-Л) отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis - словесный).  Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям,  политикам и общественным деятелям.

4. Наглядно-образным мышлением (Н-О)  обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать  развитым наглядно-образным мышлением.

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. У большинства людей преобладает один или два типа мышления. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления. Такое мышление называют синтетическим.

  1. Креативность (К)  –  это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с  любым типом мышления. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности. 

В  основу  «Дифференциально–диагностического  опросника» Е. А. Климова    положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда:

Человек-природа: Объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. Сюда входят такие профессии, как агроном, зоотехник, ветеренар, микробиолог, садовод, цветовод, лесник и т. д.

Человек-техника: Объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия. Профессии: радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, тракторист, инженер.

Человек-человек: Объектом труда являются люди, группы, колллективы. Специальности: сфера обслуживания, медицина, педагогика, юриспруденция и т. д.

Человек-знаковая система: Объектами являются условные знаки, шифры, коды, таблицы. В этой области работают корректоры, программисты, машинистки, статистики и экономисты.

Человек-художественный образ: Объектами труда служат художественные образы, их роли, элементы и особенности. Специальности: ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист, дизайнер, модельер.

Система профессиональной деятельности, написанная первой, например, Ч-Ч – имеет самую высокую степень выраженности;  второй, например, Ч-П – вторую по значимости степень выраженности. Если системы профессиональной направленности даны через запятую, например, Ч - Т,Хо, то они имеют одинаковую степень выраженности.

Методика «Карта интересов» А. Е. Голомштока.

Под профессиональными интересами понимают избирательную направ­ленность личности на профессию как на социально-психологическую роль. Профессиональные интересы у подростка формируются на основе имеющихся познавательных интересов и тесно с ними взаимосвязаны.

Оценка выраженности интересов по профессиональным сферам деятельности имеет следующие градации:   интерес выражен слабо — от 0 до +3, выраженный интерес — от +4 до +6, ярко выраженный интерес — от +7 и более, т.е. В – высокий, С – средний и Н – низкий – уровень выраженности интересов.

 

Помощь выпускникам в выборе профессии

 

  • Республиканский центр профориентации молодежи: информационная линия для детей и родителей 292-12-12. Сайт: http://rcpom.edu.by
  • Электронный справочник абитуриента Беларуси. Скорая помощь старшекласснику и выпускнику.  http://kudapostupat.by/
  • Справочный ресурс для поступающих http://www.abiturient.by/
  • Министерство образования РБ: www.minedu.unibel.by;
  • Министерство труда и социальной защиты РБ: www.Mintrud.gov.by
  • Национальный институт образования: www.adu.by
  • Академия последипломного образования: www.academy.edu.by
  • Республиканский институт профессионального образования: www.ripo.unibel.by
  • Главный информационно-аналитический центр Министерства образования РБ: www.giac.unibel.by
  • Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи: www.rcpom.edu.by

  

Семь шагов к взвешенному решению

1. Составить список подходящих профессий

Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят. 

2. Составить перечень требований выбираемой профессии

Составьте список своих требований:

• выбираемая профессия и будущий род занятий;

• выбираемая профессия и жизненные ценности;

• выбираемая профессия и жизненные цели;

• выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;

• выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;

• желательный уровень профессиональной подготовки;

• выбираемая профессия и мои склонности и способности;

• желательные содержание, характер и условия работы.

3. Определить значимость каждого требования

Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать. 

4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. Подсчитать и проанализировать результаты

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

6. Проверить результаты

Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. Определить основные практические шаги к успеху

Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить:

• в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование,

• как развивать в себе профессионально важные качества,

• как можно получить практический опыт работы по данной специальности

Ошибки при выборе профессии

1. Отношение к выбору профессии как к неизменному

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени. Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 10, 12 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...

2. Бытующие мнения о престижности профессии

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик). Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций...

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать) Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят Вашего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайтесь на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайтесь увидеть, чем Вы отличаетесь от товарищей - и в чем Вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он - рискованный человек), Вам эта профессия может не понравиться (Вы ведь очень осторожны и рассудительны).

4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию

При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что Вам нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Особенно опасно очарование преподавателем (если Вас восхищает душевность физика - это не значит, что Вам нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены - они не все такие.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и серетарем-референтом. Тем более имейте ввиду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства

Во все профессии, и, прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. (А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности – вплоть до животноводства). 

8. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)

Разобраться в себе Вам помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи. Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имейте ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача Вам готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой Вы. 

9. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии

Существуют профессии, которые могут быть Вам противопоказаны, т.к. они могут ухудшить Ваше состояние здоровья.

Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце...

Что такое День Открытых Дверей?

Дни открытых дверей (ДОД) - ежегодно проводимые профессионально-техническими учебными заведениями (лицеи, колледжи), средне-специальными учебными заведениями (колледжи) и высшими учебными заведениями (академия, институт, университет) мероприятия, цель которых - привлечь абитуриентов, ответить на все вопросы касательно условий поступления, направлений обучения и т.д. Такое название "День открытых дверей" получил потому, что обычно при входе в учебные и лабораторные корпуса учреждений образования у Вас спросят документ - студенческий билет. А в ДОД в здание учебного заведения может войти любой. Желанными гостями являются старшеклассники и их родители.

ЗАЧЕМ?

Посещение ДОД может оказаться полезным для решения следующих задач:

1. Получение информации об учреждениях образования вообще

(то есть, о том, что предлагает рынок образовательных услуг, и какие варианты возможны). Если Вы уже выбрали себе специальность (название профессии), но не знаете, где именно получать образование - выпишите из справочника те, где есть интересующий Ваш факультет и, ближе к весне, обзвоните их - узнайте даты проведения ДОД. А затем устраивайте "чес" по дням открытых дверей. Если цель Вашего посещения - ознакомительная, не обращайте слишком много внимания на детали типа "документы, требуемые для поступления", а сконцентрируйтесь лучше на том, какие кафедры есть на факультете, какие специализации, и куда устраиваются работать выпускники. Обращайте внимание и на "общее впечатление" от учреждения образования.

2. Проверка варианта

Предположим, что Вам понравился ВУЗ - и его описание в справочнике, и звонок в приемную комиссию Вас вдохновил, и даже сайт в Интернете демонстрирует серьезность ВУЗа и его высокий уровень. В таком случае, имеет смысл прийти на ДОД с тем, чтобы повнимательнее присмотреться к потенциальной альма-матер. В итоге посещения 2-3 ДОД Вам будет необходимо сделать окончательный выбор в пользу одного из двух вариантов (оставьте, на всякий случай, еще один "рабочий" - вдруг передумаете). Так что подойдите к ДОД как к источнику исчерпывающей информации, необходимой для принятия решения. Составьте таблицу, в которую впишите условия поступления, где работают выпускники, размер ВУЗа и предполагаемые затраты на обучение, конкурс и т.п. Потом впишете в эту таблицу данные по другим учебным заведениям, ДОД которых Вы посетите. Таблица должна быть максимально подробной, так что на ДОД лучше ее вообще не убирать и записывать все, что встречается на пути. Вечером, после посещения, заполните графу "личные впечатления" (как записали бы в дневнике впечатления о прожитом дне). Это поможет потом восстановить в памяти образ учреждения образования. Кстати, некоторые вещи мы не можем объяснить рационально - но чувствуем интуитивно. Так что, если уж почувствуете "что-то не то" (вроде, и ВУЗ приличный, но не нравится он мне, не лежит к нему душа) - поищите что-нибудь другое, доверяйте своей интуиции.

3. Получение конкретной информации об условиях поступления

Хоть Вы и решили поступать именно в Университет еще в 6 классе и знаете о нем все - на ДОД все равно стоит сходить. За свежей информацией. Ведь условия поступления (перечень вступительных экзаменов, даты и порядок их проведения) могут измениться. Могут появиться новые специализации и факультеты, ВУЗ может переехать. Чтобы быть готовым к неожиданностям, аккуратно запишите информацию, касающуюся текущего года - и бегите готовиться: Тем более, что репетитора своего Вы нашли как раз на том же ДОД (туда приходят обычно преподаватели-репетиторы, специализирующиеся как .раз на подготовке к поступлению в этот ВУЗ, на этот факультет).

КОГДА?

ДОД проходит обычно 1-3 раза в год. Каждое учреждение образования определяет свою дату проведения ДОД. Причем, большие университеты проводят как общий ДОД (или просто общее собрание), так и факультетские. Факультетские ДОД проходят не в один день, а в разные - чтобы абитуриенты, еще не определившиеся с выбором факультета, могли сходить на разные. Практически всегда ДОД проходит в субботу или воскресенье: нет занятий (то есть, студентов), да и родители с абитуриентами не на работе и не в школе.

ЧТО МЕНЯ ЖДЕТ?

Пертый этап ДОД обычно проводится в актовых, конференц-залах и холлах. На сцене или возвышении располагаются столы, микрофон. Присутствуют обычно директор учреждения образования, его заместители или ректор ВУЗа, декан факультета, председатель приемной комиссии, зам. по учебной работе и т.п. Они выступают: о системе образования в данном учебном заведении (например, каковы ступени обучения - специалист, бакалавр, магистр), о правилах приема в данном учебном году. О факультетах и специализациях. Рассказывают (или показывают слайды, или видео) об учреждении образования – как много студентов учится, как много денег потрачено в текущем году на приобретение мебели и компьютеров, как хорошо устраиваются выпускники (и куда). Могут коснуться и краткой характеристики учебной программы (например, как много практикумов, есть ли летняя практика - такая бывает на специальностях типа "биолог", "геолог", есть ли производственная практика и где). По окончании этой, общей части предлагается задать вопросы.

Вот какие вопросы можно задать:

1. Проходит ли государственную аттестацию Ваш университет?

2. Какой в прошлом году был конкурс?

3. Как обстоят дела с военной кафедрой и отсрочкой от армии?

4.Есть ли у университета общежитие и предоставляется ли оно жителям переферии?

5.Какова оплата за общежитие?

6.Предоставляется ли общежитие на время учебы на подготовительных курсах?

7.Каков процент поступления на бюджетные места абитуриентов, окончивших подготовительные курсы?

8.Будут ли выпускные тесты на курсах засчитываться как вступительные экзамены?

9.Можно ли подать документы на несколько специальностей?

10.Возможно ли обучение на двух факультетах одновременно?

11.Какие предметы сдают на вступительных экзаменах медалисты?

12.Учитываются ли результаты централизованного тестирования и на какие факультеты?

13.Какое среднее специальное образование считается профильным. Учитывается ли оно при поступлении и учитывается ли стаж работы?

14.Есть ли распределение по окончании университета?

15.С какими фирмами университет сотрудничает в плане трудоустройства выпускников?

16.Можно ли получить в вашем университете второе высшее образование

17.Платное ли второе образование?

18.Сколько стоит второе высшее образование?

19.Сколько студентов обучается на платной основе?

20.Можно ли в процессе обучения перевестись с платной формы обучения на бесплатную?

21.При нехватке баллов при поступлении в университет можно ли поступить в техникум или другие ВУЗы?

22.Возможен ли переход с факультета на факультет во время обучения?

23.Можно ли перевестись в ваш университет из другого ВУЗа?

24.Можно ли перевестись с вечерней формы обучения на дневную?

Вопросов можно задать еще столько же, лучше вообще заранее подготовить их на отдельном листочке и передать на сцену.

Консультации по условиям приема и организации вступительных экзаменов в Университет (более подробные) обычно осуществляются уже в помещении приемной комиссии. Однако, председатель Приемной комиссии вполне может выйти на сцену и, вслед за общей частью, рассказать о поступлении и ответить на вопросы. Внимательно записывайте все даты и названия, потому что ошибка в такой информации может стоить дорогого.

Теперь абитуриенты и их родители разбредаются из конференц-зала по зданию учебного заведения. Возле кафедр их обычно поджидают стендовые доклады и выступления преподавателей, которые рассказывают о специальности или специализации, всячески ее расхваливают и даже формируют экскурсионные группы - для желающих пройтись по лабораториям, посетить опытный заводик, дендрариум или издательство при какой-нибудь из кафедр. Здесь Вам расскажут о приоритетных направлениях научных исследований, о новейших достижениях и последних разработках, а также покажут внушительный список выпускников кафедры, работающих в самых престижных организациях.

ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ?

Помимо ручки и блокнота (право, вместо толстой тетради удобно использовать небольшую записную книжку - она мобильнее), возьмите с собой денег. Очень часто в вестибюле здания в ДОД разворачиваются полевые палатки с литературой для поступающих – как с информацией об учебном заведении так и с пособиями для подготовки к сдаче экзаменов. Тут же стены и стенды пестреют объявлениями об услугах репетиторов. Оторвите аккуратно бумажную полоску с телефоном и сложите ее в отдельный прозрачный "файл", принесенный с собой специально для этих целей. Бумажные язычки, засунутые в карман, имеют обыкновение теряться.

Тут же предлагают свои услуги отделения довузовской подготовки, подготовительные курсы, профилированные школы. Запишите и их координаты (все существующие предложения), испытывая наибольшее доверие к факультетским подготовительным курсам: все-таки, специфику программы там дают лучше всего, да и преподаватели будут на экзаменах те же.

Кстати, если ДОД в интересующих Вас учреждениях образования проводятся в один день – не пытайтесь погнаться за двумя зайцами: только запыхаетесь, а важную информацию потеряете и тут, и там. Лучше скооперируйтесь с друзьями, одноклассниками, и поделите "сферы влияния". Кстати, записывая информацию "для другого" Вы будете более аккуратны и подробны, что в конечном счете принесет пользу Вам самому.

УСПЕХОВ!!!! ВАМ!!!

Информация по профориентации подробнее