Классному руководителю - СШ №8 г.Кобрина
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Классному руководителю

Рекомендации классному руководителю

по оптимизации межличностных отношений учащихся в школе

в рамках профилактики суицидального поведения

 

Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).

Зачастую формальное отношение некоторых классных руководителей к своей работе выражается в незнании ситуации, в которой находится ребенок, отсутствии контроля за посещаемостью и успеваемостью ребенка. Все это не позволяет вовремя оказать учащемуся необходимую помощь и организовать соответствующую работу.

Взаимоотношения классных руководителей с учащимися должны строиться на основе   уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения и отношения.

Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее:

-  изучение межличностного взаимодействия в коллективе класса (социометрия), проводимое два раза в год: октябрь и конец апреля-май месяцы, на основании которых классный руководитель планирует мероприятия по работе с классом, направленные на: сплочение, профилактику и коррекцию межличностного неблагополучия, формирование дружеских связей и т.п.;

-  вселять в детей уверенность в свои силы и возможности;

-  внушать им оптимизм и надежду;

-  проявлять сочувствие и понимание;

-  планировать и проводить такие мероприятия, как:классные часы, беседы, информационные часы, круглые столы, тренинговые занятия, родительские собрания и т.п., по следующим направлениям:

-  формирование ценности жизни;

-  формирование здорового образа жизни;

-  формирование умения разрешать сложные жизненные ситуации, устойчивости  учащихся к стрессу и др.;

-  осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

 

Роль классного руководителя и учителя-предметника в профилактике суицидального поведения несовершеннолетних

 

Выступление педагога-психолога Литошик О.В. подготовлено по:

методическим материалам Брестского областного института развития образования 2017 г. «Организация работы специалистов СППС учреждений образования по профилактике суицидального поведения учащихся»;

алгоритму работы учреждений образования по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних.

 

Функции классного руководителя и учителя-предметника:

1. Наблюдать за особенностями поведения обучающихся

2. Уметь определять признаки стресса

3. Учитывать основные признаки возможности планирования подростком суицида

4. Знать и обращать внимание на особенности поведения подростков, указывающие на готовность к суициду

5. Обращать внимание на внешние обстоятельства, провоцирующие подростка на суицидальное поведение

Наблюдение за особенностями поведения обучающегося

Самоубийство редко совершается в результате трезвого рационального взвешивания жизненных обстоятельств, доводов в пользу принятия или отвержения жизни. В основе его психологический кризис, переживание целой гаммы негативных эмоций - отчаяния, горя, страха, чувства беспомощности, вины, гнева, желания отомстить или прервать невыносимые душевные или телесные страдания.

Самое важное, на что следует обратить внимание, педагогическим работникам учреждений образования: подросток ищет не смерти, а помощи, чтобы кто-то показал, зачем жить, убедил, что жить не так уж плохо.

Детский суицид - это то, чего практически всегда можно избежать. Для этого необходимо вовремя заметить тревожные сигналы. Ни один ребенок не решит уйти из жизни и не воплотит свое решение за считанные часы. Как правило, подобное решение созревает не один день и даже не неделю. И все это время дети и подростки отчаянно взывают к взрослым, различными способами давая понять, что им очень плохо.

Суицидальное поведение - это сознательный отказ от жизни, связанный с действиями, направленными на ее прекращение.

Для подростков характерны повышенные агрессивность, конфликтность, протестное поведение, ранимость, обостренное чувство достоинства, эмоциональная неустойчивость, максимализм. Эти черты характера могут способствовать формированию суицидального поведения.

Классному руководителю, учителю для того чтобы своевременно выявить подростка, склонного к совершению суицида необходимо:

Знать, что суицид подростков имеет следующие характерные черты:

  • суициду, как правило, предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сфере близких отношений - в семье с родителями, в школе с учителями и одноклассниками, в группе сверстников по внешкольному досугу. Такие конфликты воспринимаются подростком как крайне значимые и вызывают драматизацию событий
  • суицидальный поступок воспринимается подростком в «романтически-героическом» ореоле, как смелый вызов. Как решительное действие, как мужественное решение;
  • суицидальное поведение подростков иногда демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику» (способ получить сочувствие, внимание, любовь, выразить протест, наказать себя и других);
  • суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем часто нет продуманности, взвешенности и точного расчета.

Умение определять признаки стресса

Любые неожиданные или драматические изменения, влияющие на поведение подростка или ребенка, любые внезапные и значительные изменения успеваемости, посещения школы или поведения следует принимать всерьез. К ним относятся:

  • потеря интереса к обычной деятельности;
  • внезапное снижение успеваемости;
  • необычное снижение активности, безволие;
  • плохое поведение в школе, нарушения дисциплины;
  • необъяснимые или частые исчезновения из дома, пропуски занятий, прогулы;
  • увеличение потребления табака, алкоголя или наркотиков;
  • инциденты, приводящие к контактам с правоохранительными органами, участие в драках и беспорядках.

Перечисленные признаки характерны для учащихся, которые, по всей видимости, переживают психологический или социальный стресс, и у них, возможно, возникают мысли о самоубийстве, которые впоследствии способны привести к суицидальным действиям.

Учитывать основные признаки возможности планирования подростком суицида:

  • разговоры подростка на темы самоубийств и смерти, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, рисунки с гробами, крестами, письма или разговоры прощального характера («Я не могу так дальше жить», «Я больше не буду никому мешать» и т.п.);
  • склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, делению мира на «белое» и «черное»;
  • снижение ресурсов личности, позволяющим противостоять трудностям (депрессия, стрессовые состояния, болезни и т.п.), что часто выражается в форме резкого снижения успеваемости или приеме алкоголя, наркотиков;
  • наличие примера самоубийств в ближайшем окружении подростка, особенно самоубийств родителей или друзей (желание воссоединиться с умершим родственником или другом);
  • объективная тяжесть жизненных обстоятельств; проживание в неблагоприятной семье, конфликты с близкими, потеря дорогого человека, общественное отвержение, свершившееся насилие.

Знать и обращать внимание на особенности поведения подростков, указывающие на готовность к суициду:

  • возбужденное «вызывающее» поведение, внешне похожее на подъем, однако с проявлением суеты и спешки;
  • внезапные приступы внешней агрессии по отношению к сверстникам и близким;
  • депрессия, апатия, безмолвие, стремление к уединению: подросток часто уходит от исполнения своих обязанностей, бессмысленно проводит время, в его поведении заметно некоторое оцепенение или сонливость;
  • выраженное чувство собственной несостоятельности, вины, стыда за себя, за какой-то свой проступок;
  • отчетливая неуверенность в себе, ощущение собственной беспомощности, бесполезности, безнадежности;
  • безразличие к внешнему виду, небрежность одежде;
  • раздаривание ценных вещей или денег.

Обращать внимание на внешние обстоятельства, провоцирующие подростка на суицидальное поведение:

  • безнадзорность подростка, отсутствие у него опоры на значимого взрослого;
  • неблагоприятное положение подростка в семье, отвержение или, наоборот, назойливая опека взрослых, жестокость старших членов семьи, их критика любых поступков подростка;
  • отсутствие у подростка близких друзей, отвержение в классе или внешкольном коллективе;
  • серия отдельных неудач в учебе, внешкольных занятиях, спорте или творчестве;
  • неразделенная любовь, ревность или измена, беременность у девочек.

Немедленные действия при возникновении подозрений о том, что подросток в настоящий момент склонен к совершению суицида:

  • крайне осторожно поговорите с друзьями подростка и другими одноклассниками, не раскрывая им цели разговора и не показывая явного интереса к его поведению;
  • поговорите с другими учителями школы, работающими с этим классом на тему: замечали и они особенности в поведении подростка;
  • найдите нейтральный повод, чтобы побывать в семье подростка и поговорив с его родителями и близкими, оценить состояние5 семейной атмосферы, наличие конфликтов;
  • если подросток посещает секцию или кружок, пообщайтесь с руководителем, обсудите успехи, проблемы и поведение подростка;
  • проведите классный час или иное мероприятие, на котором поговорите с учениками класса на тему их отношения к своему будущему, об их жизненных планах и профориентации, о компьютерных играх, которые популярны у подростков, оценив в ходе бесед реакцию подростка, вызвавшего ваше подозрение;
  • поговорите с самим подростком, найдите относительно нейтральный повод для беседы, например, о результатах учебы по какому- либо учебному предмету, постепенно перейдя в разговоре к наличию у него каких-либо проблем.
  • информируйте о проблеме администрацию учреждения образования, специалистов СППС.

Все указанные действия необходимо проводить очень осторожно, поскольку публичное озвучивание своих подозрений может нанести вред: если подозрения были обоснованными, они могут спровоцировать совершение суицида, а если необоснованными - вызвать нежелательные разговоры, способные навредить и педагогу и подростку.

В своей работе опираться так же на Алгоритм работы учреждений образования по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних – локальный акт утвержденный 29.01.2016 года начальником управления образования, спорта и туризма Радкович Г.В., где одним из аспектов деятельности является изучение межличностного взаимодействия в коллективе класса (социометрия), проводимое два раза в год: октябрь и конец апреля-май месяцы, на основании которых классный руководитель планирует мероприятия по работе с классом, направленные на: сплочение, профилактику и коррекцию межличностного неблагополучия, формирование дружеских связей и т.п..

В своей работе с учащимися классный руководитель должен планировать и проводить мероприятия: классные часы, беседы, информационные часы, круглые столы, тренинговые занятия, родительские собрания и т.п, по следующим направлениям:

- формирование ценности жизни;

- формирование здорового образа жизни;

- развитие дружеских связей, сплочение учащихся, профилактика конфликтов в классных коллективах;

-  формирование умения разрешать сложные жизненные ситуации, устойчивости  учащихся к стрессу.

 

 

Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи

на 2016 – 2020 г.г.

 1. Программа воспитания детей на 2016-2020 годы разработана в соответствии со статьёй 95 Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и молодежи в Республике Беларусь, которая утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 15.07.2015 №82.,  Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг. (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от22 февраля № 9)

2. Программа  определяет основные направления воспитания обучающихся и содержит план мероприятий по реализации основных направлений воспитания обучающихся в учреждении образования на 2016-2020 годы.

3.В Программе используются основные термины и их определения в значениях, которые установлены Кодексом Республики Беларусь об образовании.

4.Содержание воспитания базируется на идеологии белорусского государства, на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях  белорусского народа, отображает интересы личности, общества и государства.

5.В соответствии со статьёй 18 Кодекса Республики Беларусь об образовании целью воспитания является формирование разносторонне развитой, морально зрелой, творческой личности обучающегося.

Задачами воспитания являются:

-         формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;

-         подготовка к самостоятельной жизни и труду;

-         формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;

-         овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

-         формирование культуры семейных отношений;

-         создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося.

6.Основными составляющими воспитания являются:

    - гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;

  - идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося  знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;

-    духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающегося к общечеловеческим и национальным ценностям;

-поликультурное воспитание, направленное на формирование толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий;

-  эстетическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;

- воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленной  на формирование у обучающегося потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии;

-   воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование у обучающегося навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование;

-    гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающегося представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;

-  семейное воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к семье и воспитанию детей;

-   трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание обучающимися труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности;

-  экологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к природе;

-    воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование у обучающегося безопасного поведения в социальной и  профессиональной деятельности, повседневной жизни;

-    воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время;

-    социально- педагогическая поддержка и оказание психологической помощи обучающимся, которые направлены на социальную адаптацию обучающихся и оптимизацию образовательного процесса;

-    научно- методическое и кадровое обеспечение воспитания, которые направлены на усовершенствование научно- методического сопровождения процесса воспитания и работы с кадрами;

-    информационное обеспечение воспитания, которое направлено на организацию информационного сопровождения воспитания.

 

7. Целью Программы является создание необходимых условий(научно- методических, организационных, кадровых, информационных) для формирования гражданских и патриотических качеств обучающихся, развития социально зрелой творческой личности, освоение обучающимися общечеловеческих гуманистических ценностей, идеологии белорусского государства, культурных и духовных традиций белорусского народа.

 

8. Задачи Программы:

-         содействие  повышению статуса  воспитания в учреждении образования;

-         определение содержания  основных направлений  воспитания;

-         ресурсное обеспечение процесса воспитания обучающихся и другие.

9. Реализация Программы позволит:  

-  повысить качество воспитания обучающихся;

-  усовершенствовать механизмы управления процессом воспитания;

-  оптимизировать воспитательную работу с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

-  осуществить идеологическое сопровождение процесса воспитания;

-  обеспечить преемственность  и непрерывность воспитания.

 

«Классным»   быть  легко?

   На этот вопрос  попытались ответить классные руководители,  принявшие участие в Декаде классных руководителей, которая проводилась с   8  по   20 февраля 2017  в школе.  Целью её проведения  было   повышение  профессионального    мастерства  и  престижа   работы    классных руководителей, а также    развитие познавательной и творческой активности школьников.  Декада прошла  под девизом: «"Классное руководство - это не обязанность, а бесконечное творчество».  Наиболее активными    участниками  стали молодые классные руководители 5-11 классов: Дмитрук Е.А. (кл.рук. 9 «Д» кл.), Павлова С.С. (кл.рук.  6 «А»), Маголина Т.И. (кл.рук.6«В» кл.), Калинчук Е.Н.( кл.рук. 9 «Г» кл.), Городник С.И. ( кл.рук. 8 «Б» кл.).    В качестве  открытых мероприятий  они предложили  классные и информационные часы интеллектуально-познавательного, нравственного и правового  содержания.  

      Воспитанию  патриотических чувств,  формированию представлений о воинском долге и верности Отечеству,  а также воспитанию уважительного  отношения к участникам Афганской войны  способствовали  классные часы, проведённые классными руководителями Павловой С.С. и Маголиной Т.И.   Несмотря на  похожие темы,   формы проведения были разные: литмонтаж,  презентация, видеоролик, элементы беседы, индивидуальные сообщения.   Учащиеся узнали историю появления этого дня,  вспомнили  земляков, воевавших в Афганистане.       

     Дмитрук Е.А. провела познавательную  викторину «И это всё Беларусь!».   Если участники не могли «осилить» вопрос, учитель давал ответ с кратким комментарием.  Ребята учились работать в  команде, слушать друг друга, уважительно относиться   к одноклассникам.

     Калинчук Е.Н., классный  9 «Г»,  познакомила  своих подопечных с ответственностью за нарушение ПДД.  На   данном  информационном часе     учащиеся работали   в группах. Им было предложено обсудить    проблемные ситуации  и  написать  синквейн.   В конце мероприятия  ребята создали памятки  безопасного поведения на дорогах.

   

  Умение организовывать досуг школьников продемонстрировала классный руководитель  Городник С.И.  Её дети, члены объединения по интересам «Театральный»,  показали сцены из спектакля - трагедии  «Ромео и Джульетта» У.  Шекспира.   Слайд-шоу «Верона»,  игра  начинающих актёров, старинный придворный  танец  впечатлили  зрителей.  

     К открытию декады  оформлялся стенд    с  демонстрацией  фотографий  лучших   мероприятий, которые  классные руководители 1-11 классов провели  в своих классах в  этом и прошлом учебном  году.  Также ребятам  было предложено принять участие в акции «Пожелания классному руководителю», которая  показала, что  дети  доброжелательны к своим классным руководителям.   

    Проведение декады  продемонстрировало достаточно высокую методическую подготовку классных руководителей, творческое отношение  их  к своей работе, отличные организаторские способности, умение создавать   рабочую атмосферу  в классном коллективе.    Для  своих подопечных они  стали  самыми  «классными»!