КАК ПОМОЧЬ ПОДРОСТКУ ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ?
Вопросом профориентации подростка необходимо озаботиться как можно раньше, чтобы к моменту выбора иметь определенный «багаж» знаний, умений и способностей, позволяющих сделать осознанный выбор профессии.
Дайте подростку возможность попробовать себя в различных сферах деятельности.
Хорошо, если подросток не останавливается на одном занятии, а перебирает и ищет. В этом поиске он многое узнает о себе и о мире профессий. Единственным условием должно быть, прохождение полного цикла каждого вида деятельности. Если это спорт, то от тренировок к первым соревнованиям, если это музыка, то от музыкального произведения к концерту. Ребенок должен понимать, что привлекательные стороны профессии появляются не сразу, до этого необходимо выдержать время рутины.
Расширяйте кругозор подростков в области профессий.
Понять привлекательность той или иной профессии для подростка, можно пробуя разные специальности, общаясь с представителями различных профессий, посещая рабочие места и т.д. Чем больше активности подросток будет проявлять в поиске подходящего дела, тем более продуманным и стабильным будет его выбор.
Позаботьтесь о том, чтобы ребенок был готов к выбору профессии.
Готовность- это ощущение своей независимости в делах, мыслях, поступках; действие исходя из внутренних убеждений; сформированные идеалы; способность принимать самостоятельные решения. Эти качества воспитываются родителями. Достаточно лишь слушать и слышать своего ребенка,
Никогда не делайте выбор профессии за ребенка. Создайте условия, в которых подросток станет способным сделать выбор самостоятельно.
Дайте подростку возможность получить свой опыт. Нельзя критиковать желания ребенка и зарубать их на корню. Лучше пусть он сам попробует и поймет свою ошибку. Ну, а если у родителей возникают трудности и вопросы как это сделать, то можно обратиться за помощью к профессионалам.
Если подросток не представляет себе, "кем быть" и куда поступать, то можно обратиться за консультацией к специалисту в области профориентации, который поможет разобраться в мире профессий, понять способности, интересы и склонности ребенка, выбрать правильное направление.
Профориентационное тестирование в параллели 11-х классов
Используемые методики:
- определение профессиональной готовности (ОПГ Л.Н. Кабардова),
цель: выявление предпочитаемой профессиональной сферы деятельности;
- Карта интересов (А.Е. Голомшток) цель: выявление особенностей профессиональных интересов;
- Семь качеств личности
цель: выявление характерологических особенностей личности.
№ п/п
|
ФИ
|
ОПГ
|
Карта интересов
|
Качества личности
|
-
|
например, Петров Иван
|
Ч-Ч,
Ч-Зс,Хо
|
Медицина, химия, сценическое искусство, физич. культура, спорт
|
Снижен уровень общительнос-ти, выс. ур-нь эмоцион. устой-чивости, недоверчивости, ср. ур. стремления к доминирова-нию, сдержанности, смелос-ти, доверчивости, уверенности в себе
|
Тип профессии:
- Ч-П (человек – природа), объект труда – живая природа - растения, животные или микроорганизмы. Это профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией и т.д. К этому типу относятся следующие профессии – агроном, зоотехник, ветеринар, животновод, зооинженер, лесник (егерь), охотовед, пчеловод, садовник, плодоовощевод, геолог, почвовед, биолог (исследователь), микробиолог и т.д.
- Ч-Т (человек – техника), объект труда–технические системы и объекты-машины, механизмы. Слесарь (автослесарь), механик, токарь, водитель, пилот, радиотехник, техник – электрик, столяр, плотник, каменщик, строитель, инженер - строитель, инженер – конструктор, архитектор, оптик, швея, ткачиха, прядильщица, повар, кондитер, техник–технолог приготовления пищи и т.д.
- Ч-Зс (человек – знаковая система) – здесь труд направлен на обработку информации: условных знаков, цифр, формул, текстов. Это такие профессии - программист, математик, бухгалтер, экономист, кассир, секретарь – референт, чертежник, нотариус, языковед, переводчик, корректор, редактор издательства, библиотекарь, почтовый работник, фотограф и т.д.
- Ч-Ч (человек – человек), объект труда – люди, группы, коллективы. Это профессии связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством людьми. К этому типу относятся следующие профессии – педагог, воспитатель в д/с, врач, медсестра, тренер, экскурсовод, адвокат, следователь, продавец, официант, парикмахер, менеджер, юрист – консультант, журналист, проводник пассажирских вагонов и т.д.
- Ч–Хо (человек – художественный образ), объект труда – изобразительная, музыкальная, литературно – художественная, актерская деятельность. Художник (декоратор, реставратор), дизайнер интерьера, резчик по камню, скульптор, визажист, конструктор – модельер одежды, фотограф, актер театра и кино, артист эстрады, цирка, музыкант, писатель, специалист по рекламе, имиджмейкер (стилист), архитектор.
Система профессиональной деятельности, написанная первой, например, Ч-Ч – имеет самую высокую степень выраженности; второй, например, Ч-Зс – вторую по значимости степень выраженности. Если системы профессиональной направленности даны через запятую, например, Ч - Зс,Хо, то они имеют одинаковую степень выраженности.
Методика «Карта интересов» А. Е. Голомштока.
Под профессиональными интересами понимают избирательную направленность личности на профессию как на социально-психологическую роль. Профессиональные интересы у обучающихся формируются на основе имеющихся познавательных интересов и тесно с ними взаимосвязаны.
В таблицу вынесены интересы к определенным видам деятельности, которые набрали наибольшее количество баллов в результате тестирования.
Методика «Семь качеств личности»
Показатели по каждой шкале могут быть от 0 до 12. Показатели от 0 до 4 являются низкими, 5-8 – средними, 9-12 – высокими.
"Замкнутость - общительность". При низких показателях человек характеризуется необщительностью, замкнутостью, иногда излишне строг в оценке окружающих. Любит бывать один, не склонен к откровенности даже с друзьями. Работа такого человека продуктивнее протекает в одиночестве, для него больше подходят профессии, предметом труда в которых служат техника или знаковые системы. При высоких показателях человек общителен, открыт и добродушен. Ему присущи мягкосердечность, непринужденность в поведении. Он охотно взаимодействует с людьми, активен в устранении конфликтов, не боится критики, живо откликается на любые события. Такой человек успешно реализует себя в профессиях, подразумевающих интенсивные межличностные контакты (а это практически все профессии, предмет труда в которых - другие люди), работу в команде.
"Эмоциональная неустойчивость - устойчивость". При низких показателях человек подвержен чувствам, бурно реагирует на препятствия, которые возникают на пути к достижению целей, настроение переменчиво. При высоких показателях человек выдержанный, реалистически настроенный. Он способен лучше следовать требованиям группы, характеризуется постоянством интересов, но иногда может проявлять недостаточную гибкость, некоторую невосприимчивость к переживаниям окружающих. Эмоциональная устойчивость - важное качество во всех тех профессиях, где работа протекает в условиях повышенной эмоциональной напряженности, могут возникать неожиданные повороты событий, на которые необходимо адекватно реагировать.
"Склонность к подчинению - к доминированию". При низких оценках человек склонен уступать другим, брать вину на себя, тревожиться о своих возможных ошибках. Ему свойственны тактичность, почтительность, иногда - застенчивость. Такие люди продуктивно работают в ситуациях внешнего управления, но необходимость проявлять собственную инициативу, отсутствие руководства может поставить их в тупик. При высоких оценках человек властный, независимый, самоуверенный, напористый, упрямый, иногда склонен проявлять агрессивность. Независим в суждениях и поведении, не признает давления со стороны, своенравен. Такой человек активно отстаивает личные цели, но ему довольно сложно приспособиться к жестким требованиям со стороны начальства и коллег. Поэтому такие люди часто находят себя в таком труде, где они "сами себе начальники": например, становятся индивидуальными предпринимателями.
"Сдержанность - экспрессивность". При низких показателях для человека характерны благоразумие, осторожность, рассудительность. Он бывает обеспокоен будущим, стремится не проявлять яркие эмоции, в силу чего окружающим может казаться несколько скучным, вялым. При высоких оценках человек жизнерадостен, импульсивен, беспечен, весел, активен. Он эмоционален, верит в удачу, в компаниях часто становится лидером, энтузиастом совместной деятельности. Сдержанность - профессионально важное качество там, где работник должен быть всегда вежлив, невозмутим, беспристрастен (например, секретарь-референт или дипломат). Экспрессивность, напротив, важна для представителей большинства творческих профессий.
"Робость - смелость". При низких оценках человек робок, сдержан, проявляет осторожность, не вполне уверен в своих силах, отличается повышенной чувствительностью к угрозе. При высоких оценках смел, активен, склонен к риску, готов иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Такой человек может выбирать для себя профессии, предполагающие, что деятельность осуществляется в условиях повышенного риска (военный, милиционер, пожарный и т. п.). Кстати, иногда страх служит и прямым противопоказанием к определенным профессиям: например, некоторых людей отчисляют из летных училищ потому, что они из-за страха не могут прыгать с парашютом.
"Доверчивость - подозрительность". При низких оценках человек характеризуется откровенностью, доверчивостью, благожелательностью по отношению к окружающим. Обычно он легко ладит с людьми и хорошо работает в коллективе, независтлив, однако окружающие могут злоупотреблять его доверчивостью. Получивший высокие оценки характеризуется повышенной подозрительностью, относится к окружающим настороженно, склонен видеть в их действиях подвох. Его интересы обычно обращены на самого себя, он осторожен в своих поступках и словах. Такой работник по своей натуре в большей степени индивидуалист. Ему часто оказывается близка работа, связанная с контролем кого- или чего-либо (инспектор ГАИ, менеджер по качеству в торговой сети, аудитор, сотрудник отдела технического контроля на производстве и т. п.).
" Уверенность в себе - тревожность". При низких показателях человек уверен в себе, безмятежен, хладнокровен, спокоен. Это позволяет результативно и уверенно работать в ситуациях, связанных с повышенной ответственностью, в стрессогенной обстановке (врач-хирург, брокер, управленец высшего звена - топ-менеджер). При высоких показателях человеку свойственно переживать по самым разным поводам, он впечатлителен и раним, испытывает трудности в принятии решений. Такие люди комфортнее чувствуют себя на более спокойной работе, где не требуется незамедлительно принимать решения, от которых зависят чья-то жизнь и здоровье, финансовое благополучие организации и т. П.
Рекомендации учащимся:
При осуществлении профессионального самоопределения:
- Учитывайте результаты тестирования (профессиональную направленность и профессиональные интересы);
- Учитывайте индивидуальные особенности собственной личности (тип темперамента, уровень тревожности, качества, способности, уровень приобретенных знаний и умений, особенности здоровья);
- Обдумайте и составьте свой профессиональный план (выбираемая профессия или группа родственных профессий, в каких учебных заведениях ее можно получить, выясните ее востребованность на рынке труда, т.е. сможете ли трудоустроиться, сущность и условия будущей работы), наметьте запасные варианты профессионального развития (в случае неуспеха);
- Оцените собственные шансы на поступление в выбранное учебное заведение и чтобы их повысить, наметьте шаги, которые необходимо сделать для этого:
- «подтянуть» некоторые предметы через дополнительные занятия, факультативы, репетиторов, самоподготовку;
- укрепить собственное здоровье (психическое и психологическое – уметь осуществлять антистрессовую саморегуляцию; физическое – систематические занятия спортом, режим, правильное питание);
- развивать качества характера необходимые для данной профессии, а так же настойчивость, трудолюбие и терпение в преодолении трудностей, необходимые каждому человеку в любой профессиональной деятельности.
Педагог-психолог СШ № 8 О.В. Литошик
раскрыть » / « свернуть